До 4 августа 2024 года в парке «Зарядье» работает большая выставка, посвященная античным мотивам в искусстве. В экспозиции — живопись, графика, скульптура из коллекции князя Николая Юсупова-старшего. Рассказываем, на что обратить внимание в первую очередь — чтобы вы не пропустили самые интересные экспонаты!
Аполлон Бельведерский
Фото
архивы пресс-служб
- Пеплохранительница
- Винченцо Петрочелли. «Портрет графини Т.А. Рибопьер»
- Шарль Лебрен. «Собрание гравюр. Битвы Александра Македонского»
- Огюстен Бернар. «Амур и Психея»
- Кадет Петр Литвинов. «Художник у руин с арками и вазой»
- Неизвестный скульптор. «Меланхолик»
- Алексей Морозов. «Currus I», «Cantata_iTunes_III» и «Cantata_iTunes_IV»
- Ваза с изображением кентавров
Пеплохранительница
В Архангельском князь Юсупов отвел для своей коллекции античных фигур специальный зал, который назвали Антиковой комнатой. Бесценные мраморы он привез, предположительно, из Помпей. В их числе была и пеплохранительница — прах умерших в Древнем Риме хранили в специальных сосудах из мрамора и на специально отведенных территориях расставляли пеплохранительницы, вроде этой.
Фото
архивы пресс-служб
Винченцо Петрочелли. «Портрет графини Т.А. Рибопьер»
Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урожденная графиня Рибопьер, была супругой Николая Юсупова-младшего. Они приходились друг другу кузенами и знали друг друга с детства. Со временем их дружба переросла в глубокие чувства, но разрешение на брак они получили не сразу.
Княгиня была одной из самых образованных женщин своего времени и прекрасно говорила на пяти языках. Художник изобразил ее на фоне руин, подчеркивая таким образом, что глубокий интерес к истории говорит о стремлении человека к познанию.
Винченцо Петрочелли. «Портрет графини Т.А. Рибопьер».
Фото
архивы пресс-служб
Шарль Лебрен. «Собрание гравюр. Битвы Александра Македонского»
Автор знаменитой версальской Зеркальной галереи и оформления в замке Во-ле-Виконт, по заказу Людовика XIV написал серию картин, посвященных деяниям Александра Македонского. На их основе затем создали шпалеры, которые «перевыпускались» восемь раз. Под обложкой альбома собраны гравюры, представляющие жизнь и завоевания Александра Великого.
Фото
архивы пресс-служб
Огюстен Бернар. «Амур и Психея»
История Амура и Психеи издавна привлекала художников и поэтов. Антонио Канова создал две великолепных скульптурных композиции, этот сюжет вдохновлял Антониса ван Дейка и Адольфа Бугро. Влюбленный Амур преследует Психею и просит Юпитера, чтобы тот подарил его избраннице вечную жизнь. Эта античная история не могла не привлечь внимания ценителя и знатока Юсупова-старшего. Художник написал эту картину по его заказу.
Огюстен Бернар. «Амур и Психея».
Фото
архивы пресс-служб
Кадет Петр Литвинов. «Художник у руин с арками и вазой»
Воспитанники Сухопутного шляхетного кадетского корпуса изучали не только военные, но и общеобразовательные предметы. И карьеру они могли выбрать как в армии, так и на гражданской стезе. Среди прочего кадеты изучали и рисование: сюжет с античными руинами старательно выполнен акварелью.
Кадет Петр Литвинов. «Художник у руин с арками и вазой».
Фото
архивы пресс-служб
Неизвестный скульптор. «Меланхолик»
Древнегреческий врач и философ Гиппократ считал, что в теле человека циркулируют четыре гумора — кровь, черная и желтая желчь и лимфа. В соответствии с ними различались четыре темперамента. Например, меланхоликов при Екатерина II называли угрюмцами и считали опасными сумасбродами. Позже меланхоликам стали приписывать грусть от несчастной любви. Выразительная скульптура неизвестного мастера ярко и зримо передает эмоции — глубокая печаль, даже страдание отразились на лице мужчины с густой бородой.
Неизвестный скульптор. «Меланхолик».
Фото
архивы пресс-служб
Алексей Морозов. «Currus I», «Cantata_iTunes_III» и «Cantata_iTunes_IV»
Среди мраморных скульптур XVIII–XIX вв. можно заметить необычные экспонаты — это работы современного художника Алексея Морозова. В экспозицию вошли три его работы: словно сошедшие с Эрехтейона кариатиды, вставшие на сегвеи или взявшие в руки айфоны. Парадоксальным образом даже в небольшом формате эти образы сохраняют монументальность, сочетают тонкий юмор в подходе с искренним восхищением работой неизвестных античных мастеров.
Фото
архивы пресс-служб
Ваза с изображением кентавров
Мифические существа с телом лошади и торсом и головой человека жили в горах и лесах. Им приписывали разные качества: мудрость (не зря они считались воспитателями героев), крутой нрав и взбалмошность (отсюда истории о том, как кентавр похитил жену Геракла). Европейские художники часто обращались к образу кентавра, выбирая драматические сюжеты кентавромахии.
Ваза с изображением кентавров.
Фото
архивы пресс-служб
Ваза с изображением амура и оленя.
Фото
архивы пресс-служб
Когда: до 4 августа 2024 года
Где: Москва, Медиацентр парка «Зарядье»