3 августа (22 июля по старому стилю) 1890 года родился архитектор Константин Мельников. В честь этого события предлагаем прогуляться по дому авангардиста вместе с нашим постоянным автором Кирой Шаевой
MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!
Кира Шаеваархитектура и дизайн интерьера
Архитектор
Вид на Дом Мельникова из сада.Фотоwikipedia.org
Дом Мельникова — такой небольшой и неочевидный из переулка, но обладающий каким-то удивительным свойством затягивать, заманивать внутрь себя. На примере входа во двор дома мы видим один из любимых приемов автора: диагональ — самая длинная траектория, она же самая удобная для организации входа. Вход в сам дом — тоже диагональный, стремительный, затягивающий.
Фотоwikipedia.org
Фотоwikipedia.org1/7
Проект дома-мастерской. Аксонометрия, 1927–1929 годы.
Фото:wikipedia.org
Сначала мы попадаем в пространство холла, после, через удивительную дверь, которая работает на три зоны, — на лестницу, ведущую на второй этаж, или в зону столовой. В зимнее время эта дверь отгораживает холл от остальных помещений.
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
Странно видеть в доме, в этих визуально чистых пространствах неровной геометрической формы, старинную мебель. Эти кресла с резными спинками, иконостас — кстати, здесь сохранились венчальные свечи со свадьбы Константина Мельникова и его жены; брутальный стол, буфет, картины. Странно и одновременно закономерно. Он проектировал дом, она занималась убранством. Он проектировал быт, она в этом быте жила.
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
Поражает продуманность инженерной и конструкторской мысли. Здесь и стеклянная завеса, работающая как вытяжка в кухне, и доступ в погреб прямо из кухни (прототип холодильника, расположенного прямо в наружной стене!), и доступ из огорода — в кухню — так можно тяжелые овощи кидать прямиком на кухонный стол, и возможность выкинуть мусор вниз, в погреб… Это и многое другое демонстрирует, что на организацию пространства дома знаменитого архитектора был потрачен не один день!
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
Сама кухня неправильная по своей геометрии, но в то же время уютная, светлая, узкая, но динамичная. Небольшой кабинет. Две детских комнаты с яркими треугольниками на потолке. Розовая спальня.
Спальня первого этажа как бы намекает нам на покраску второго — он тоже выкрашен в розовый цвет. Огромный витраж добавляет этому оттенку холодности и свежести в пасмурный день. Витраж кажется еще огромнее, если взглянешь на маленькое шестиугольное окошко, разместившееся справа от него. Это окно, судя по всему, было сохранено для того, чтобы давать утренний свет в мастерской — оно выходит на восток.
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
Зона спальни — желтовато-горчичная, скругленных форм, одна на всех сразу — и для Константина, и для его жены, и для двоих детей — поражает своим спокойствием, размеренностью, здесь будто бы застыло время. Кровати-саркофаги с львиными ногами стоят, будто ладьи, возвышающиеся над полом. Огромное зеркало таит секреты тех, кто в него смотрелся. Тут же рядом картины: наброски, эскизы, законченные полотна того самого интерьера, где ты находишься. Стоишь и понимаешь, как удивительно было время, в котором люди жили вот так оригинально, интересно, увлеченно. В этом времени ты сегодня гость: интересующийся, любопытный.
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
ФотоКира Шаева
Дом Константина Мельникова накрыт, будто куполом, мастерской, которую пронизывают несколько десятков остроугольных шестигранных окон. Я мечтала, чтобы было солнечно в день экскурсии, но увы, этого не случилось. Хотя и в пасмурный день в мастерской было достаточно светло и очень уютно. Дневной свет сочился из окон, деревянные половицы уютно скрипели под ногами. С балкончика второго этажа открывался прекрасный вид на мастерскую и на террасу дома, на окружающие дома, совсем из другого времени, на цветущие плодовые ветви из маленького сада, разбитого неподалеку. Здесь все застыло в ожидании своих хозяев, которые однажды ушли и не вернулись. Которые оставили интереснейшее, невероятное наследие и ауру свободы, творчества, новаторства и гармонии после себя.