В стороне от бурлящего туристами Екатерининского дворца Царского Села стоит его младший брат — павильон «Эрмитаж». Последних посетителей он видел 70 лет назад. Уникальная реставрация вернула к жизни блистательную постройку Ф.-Б. Растрелли
Павильон «Эрмитаж», вид от Екатерининского дворца.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Изящная затея галантного века — блистающий золотом павильон, созданный для уединенных раздумий или приватных встреч вдали от многолюдного общества. В таких павильонах отменялся придворный этикет, и властители мира чувствовали себя, как им казалось, простыми смертными.
Хижина отшельника — так переводится с французского слово Hermitage. И раз уж царственная особа желает стать отшельником — то со всей полагающейся ей роскошью. Так решила веселая дочь Петра I Елизавета, отдавая приказание воздвигнуть в Дикой роще царскосельского парка «каменный дом, называемый Армитаж». Как и все постройки самой непостоянной императрицы, павильон строился долго — с 1744 по 1754 год. Строительство завершил придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли — сложные формы, изощренный декор павильона наконец-то удовлетворили требовательную заказчицу.
ФотоShutterstock/Fotodom.ru
Первые гости были приглашены в павильон в августе 1754 года. По воле императрицы в этот день «в селе царском господ чужестранных министров и российских знатных особ в Армитаже» угощали «обеденным кушаньем на две перемены…». С этого момента Эрмитажные приемы, рассчитанные на 35 персон, стали постоянным аттракционом для всех именитых гостей русского двора.
Один из четырех кабинетов павильона. Стул, Россия (?), середина XVIII в.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Павильон долго стоял законсервированным, и, казалось, вновь погрузился в забытье
Галерея павильона «Эрмитаж», 1930-е годы.
Сама Елизавета обедала в Эрмитаже всего пять раз (последний визит состоялся в сентябре 1761 года, за три месяца до ее кончины), но гостей приглашала постоянно, прекрасно понимая, что зрелище, их ожидавшее, заслужит похвалу и еще раз позволит удивиться фантазии и возможностям хозяйки Царского Села.
Золоченая резьба, живописные плафоны, наборные паркеты и тончайший фарфор встречали гостей. И почти никаких слуг — не забывайте, это же дом отшельника! Главный кунштюк Эрмитажа — подъемные столы — позволяли обойтись без посторонних глаз. Уже накрытые, столы поднимались в Большой зал из нижнего этажа. Перемена блюд тоже не доставляла хлопот — механизм позволял поднимать и опускать даже отдельные тарелки.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Новая эпоха утверждала новые вкусы. И Екатерина II в 1777 году приказала засыпать канал, который Елизавета Петровна так и не смогла наполнить водой — нехватка воды для подобных увеселений была извечной проблемой этой резиденции. Мраморная площадка вокруг Эрмитажа стала лугом в пасторальном вкусе. В XIX веке павильон пребывал в летаргическом сне, за исключением, пожалуй, приема в честь празднования бракосочетания будущего императора Николая I в 1817 году. Других упоминаний «Армитажа» в придворной летописи не обнаружено.
Парадоксально, но придворный блеск вернулся в павильон после революции, когда он был открыт для широкой публики, а столы вновь сервированы к приему гостей. Архивные фотографии 1930-х годов стали единственным документом, который позволил восстановить убранство павильона по состоянию на предвоенное время.
Экспозиция в Большом зале, 1930-е годы.
Придворный блеск вернулся в Эрмитаж после революции, когда его открыли для широкой публики
Вид Большого зала павильона после реставрации.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Война пощадила «убежище отшельника». Эрмитаж не был разрушен и не погиб в пожаре, как все остальные постройки Царского Села. Сохранились, хотя и сильно пострадали, резьба, фрагменты живописи, наборные паркеты и даже давно не использовавшиеся механизмы столов. Но восстановление павильона затянулось на десятилетия. Первая попытка была предпринята в 1950-е годы, затем в 1980-е и в начале 1990- х. Павильон долго стоял законсервированным, и, казалось, вновь погрузился в забытье.
Завершение реставрации Эрмитажа в 2010 году стало не только главным подарком к 300-летию Царского Села, но и своеобразным памятником нескольким поколениям реставраторов, трудившихся над восстановлением пригородных дворцов Петербурга. В процессе реставрации были не только сохранены уникальные детали отделки середины XVIII века, но и элементы, воссозданные в 1950-е и 1980-е годы. Их ценность огромна, ведь многие реставраторы, трудившиеся в те годы, еще помнили, как выглядел павильон до войны. Восстановлен ров и «шахматная» мраморная площадка вокруг павильона. Собраны подъемные механизмы, а на столы вернулись канделябры, фарфоровые сервизы и хрусталь.
Реставрация павильона «Эрмитаж». Апрель 2010 года.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Завершение реставрации Эрмитажа стало главным подарком к 300-летию Царского Села
Реставрация павильона «Эрмитаж». Апрель 2010 года.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ
Реставрация павильона «Эрмитаж». Апрель 2010 года.
Фото
ИГОРЬ СЫЧЕВ