Собрание изобразительных материалов Государственного исторического музея на интерьерную тематику богато и разнообразно. Рассказываем о самых интересных образцах акварелей и рисунков из коллекции ГИМ
Гостиная в неизвестном особняке. Неизвестный художник. 1850-е гг.
Фото
Государственный исторический музей
Интерьерная тема появилась в русском искусстве на рубеже XVIII–XIX вв., но наиболее широкое распространение она получила во второй четверти XIX столетия, главным образом в живописи, в работах учеников А.Г. Венецианова: К.А. Зеленцова, А.А. Алексеева, А.В. Тыранова и других. Написанные ими виды гостиных, кабинетов, мастерских художников, учебных и детских комнат в настоящее время стали важными иконографическими документами эпохи, позволяющими не только воссоздать бытовую среду, но и проследить, как смена архитектурных стилей влияла на внутреннее убранство дома.
А.Н. Ракович. Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге, 1847 г.
Фото
Государственный исторический музей
Одна из особенностей графических рисунков интерьеров, нередко выполнявшихся художниками-любителями, — особая теплота и непосредственность восприятия. Интерьеры на них представлены не только в виде архитектурных ансамблей, но и как места проживания больших дружных семей. В родовом неперестроенном особняке ощущение прошлого, «старинной жизни», помимо самого дома, рождали предметы обстановки и быта, принадлежавшие нескольким поколениям, — портреты, ампирная мебель, семейные библиотеки.
А. Тейх. «Кабинет-гостиная в особняке К.О. Жиро в Теплом переулке в Москве», 1898 г.
Фото
Государственный исторический музей
Представленные ниже акварели и рисунки из собрания Государственного исторического музея дают полное представление о разных этапах бытования жанра интерьера в русской графике XIX — начала XX в. Выполненные известными художниками и скромными любителями они рассказывают о давно минувшей эпохе, являясь не только произведениями искусства, но и важнейшими изобразительными документами своего времени.
Гостиная в неизвестной усадьбе. Неизвестный художник. 1840-е гг.
Фото
Государственный исторический музей
Быт декабристов
Джордж Доу. «Портрет Сергея Григорьевича Волконского». Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж.
Фото
wikipedia.org
Сергей Григорьевич Волконский — генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 гг.; декабрист. Был арестован в 1826 г. по делу о восстании Черниговского полка и приговорен к смертной казни, замененной каторгой, которую отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге и в Петровском Заводе. До конца жизни сохранял верность революционным воззрениям. Супруга князя С.Г. Волконского — княгиня Мария Николаевна Волконская в конце 1826 г. последовала за мужем в Сибирь.
Летом 1830 года декабристов перевели из Читинского острога в Петровский Завод, где узники содержались в очень тяжелых условиях. Как вспоминала Мария Николаевна Волконская, «самым ужасным было отсутствие в камерах окон; у нас горел огонь целый день, что очень утомляло зрение».
Н.П. Репин. «Камера декабристов в Читинском остроге», 1829 г.
Фото
Государственный исторический музей
Акварели Николая Александровича Бестужева с большой точностью передают быт заключенных в узких «стойлах» Петровского Завода: свет в помещение проникал из коридора сквозь окно, прорубленное над дверью и закрытое решеткой, дверь в коридор можно было открывать лишь в недолгие летние месяцы.
«Каждая из нас как могла лучше устроила свою тюрьму, — писала М.Н. Волконская. — В нашей камере я обтянула стены шелковой материей (своими бывшими занавесями, присланными из России), у меня было фортепиано, библиотека, два дивана, словом, было почти нарядно». На стенах висело много семейных портретов.
Н.А. Бестужев. «Камера Волконских в тюрьме Петровского Завода. Вид в сторону двери», 1830 г.
Фото
Государственный исторический музей
На одной из акварелей художник изобразил М.Н. Волконскую за клавикордами, рядом с ней стоит С.Г. Волконский. В апреле 1831 г. М.Н. Волконская послала обе акварели своим родным в Санкт-Петербург.
«Я уже несколько дней живу не в остроге, — писала она своей сестре С.Н. Раевской. — Там производятся большие изменения — проделываются окна. Все номера будут оштукатурены, они не будут более иметь вид, как на рисунке, который я прилагаю к письму. <…> Не уверена, узнаете ли вы меня в этой вытянутой черной фигуре, — она должна изображать меня; мне мало польстили, что же касается Сергея, то он совсем не похож на себя. Во всяком случае, я уверена, что этот маленький рисунок доставит вам удовольствие, если вы хотя бы узнаете портреты нашего дорогого отца, которыми я себя окружаю».
Н.А. Бестужев. «Камера Волконских в тюрьме Петровского Завода. Вид от двери», 1830 г.
Фото
Государственный исторический музей
Акварельные виды камеры Волконских в тюрьме Петровского Завода были первыми произведениями Н.А. Бестужева в интерьерном жанре. До переезда в Петровский острог опыт художника сводился в основном к портретным и пейзажным работам. Именно поэтому самые ранние интерьерные рисунки Н.А. Бестужева еще робки и несовершенны. Но их ценность несомненна, поскольку это единственные произведения, на которых запечатлены условия, в которых пребывали декабристы и их жены в первые месяцы жизни в Петровском Заводе.
Домашний театр Г.И. Гагарина в Риме
К. П. Брюллов. «Портрет князя Г. И. Гагарина», 1820-е гг.
Фото
wikipedia.org
Григорий Иванович Гагарин — дипломат, поэт, тайный советник, почетный член Императорской Академии художеств. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе, который окончил с золотой медалью.
Обратив на себя внимание М.А. Нарышкиной, возлюбленной императора Александра I, князь Г.И. Гагарин в 1816 г. вынужден был оставить службу в Коллегии иностранных дел и «для поправления здоровья» уехал с семьей за границу, жил в Италии, Франции, Швейцарии и Германии. В 1822 г. вернулся на дипломатическую службу, став советником российской миссии в Риме. В 1827 г. занял пост чрезвычайного посланника и полномочного министра в Риме, а в в 1832 г. был переведен на тот же пост в Мюнхен.
Князь Г.И. Гагарин был большим любителем литературы, театра и искусства. В молодости он сам выступал как переводчик и поэт, участвовал в издании ряда литературных журналов, состоял в дружеских отношениях со многими писателями своего времени и, живя за границей, покровительствовал находившимся там русским художникам.
Его супруга — княгиня Екатерина Петровна Гагарина. Среди их сыновей наиболее известен князь Григорий Григорьевич Гагарин — художник, вице-президент Императорской Академии художеств.
Н.Е. Ефимов. «Зрительный зал театра в доме князя Г.И. Гагарина в Риме», около 1830 г.
Фото
Государственный исторический музей
На рисунке изображен зрительный зал домашнего театра князя Г.И. Гагарина в его римском доме. Все представленные персонажи портретны.
На первом плане слева — хозяин дома, почтительно встречающий гостью, княгиню Зинаиду Александровну Волконскую, урожденную княжну Белосельскую-Белозерскую, которую сопровождает духовник аббат Сартори. Справа — высокий, полный Павел Иванович Кривцов, второй секретарь российского посольства в Риме, разговаривающий с художником Федором Антоновичем Бруни. У стены слева — седовласый Бертель Торвальдсен со шляпой в руке, знаменитый датский скульптор, президент римской Академии Св. Луки. Рядом — итальянский скульптор Джованни Баттиста Балланти. Напротив него — художник Петр Васильевич Басин. Справа у стены — огромного роста, с лорнетом — граф Юлий Помпеевич Литта. Слева от него — художник Карл Павлович Брюллов.
Фрагмент.
Фото
Государственный исторический музей
В последнем ряду на стульях среди зрителей сидят: в профиль — графиня Мария Григорьевна Разумовская, урожденная княжна Вяземская, и хозяйка дома княгиня Е.П. Гагарина, оборачивающаяся к П.И. Кривцову, наступившему на ее шаль.
Рабочий кабинет В.П. Давыдова
Владимир Петрович Орлов-Давыдов.
Фото
wikipedia.org
Владимир Петрович Давыдов — писатель, тайный советник, почетный член Императорской Академии наук. Детство провел в Италии, после смерти матери в 1821 г. возвратился в Россию. В 1825 г. В.П. Давыдов был причислен к лондонскому посольству с позволением считаться на службе и заниматься науками в Эдинбурге. В 1830-е гг. путешествовал по Италии, покровительствовал русским художникам в Риме, дружил с Карлом Павловичем Брюлловым.
На рисунке изображен кабинет В.П. Давыдова в его римском доме во время работы художника К.П. Брюллова над групповым портретом семьи Давыдовых. Автором произведения, несмотря на надпись под акварелью, вероятнее всего, был один Н.Е. Ефимов. Подтверждением тому может служить краткая запись в дневнике О.И. Давыдовой, сделанная в январе 1835 г.: «Ефимов написал гуашь, изображающую интерьер кабинета Владимира с портретом Брюллова».
Н.Е. Ефимов. Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме 1835 г.
Фото
Государственный исторический музей
Эта акварель уникальна, поскольку на ней можно видеть единственное известное в настоящее время изображение живописного портрета К.П. Брюллова в его первозданном виде. Как установили исследователи, семейный портрет Давыдовых, написанный в 1835 г. в Риме, впоследствии был разделен на две части. Правая половина (на ней изображена О.И. Давыдова с дочерью) хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее, местонахождение же левой части, на которой был представлен В.П. Давыдов на коне, неизвестно.
Фото
Государственный исторический музей
Кабинет-гостиная М.Т. Пашковой
Мария Трофимовна Пашкова (Баранова).
Фото
wikipedia.org
Эта акварель интересна благодаря событию, в связи с которым, возможно, она и была написана.
Перед нами кабинет-гостиная Марии Трофимовны Пашковой, урожденной Барановой. Именно здесь 23 февраля 1832 г. состоялась помолвка ее родной сестры Л.Т. Барановой, фрейлины императрицы Александры Федоровны, с князем М.Ф. Голицыным. Их свадьбу сыграли 11 мая 1832 г., с 1835 по 1873 г. супруги являлись владельцами усадьбы Петровское в Звенигородском уезде Московской губернии.
Кабинет-гостиная — пространство для личной жизни, комната оформлена в соответствии со вкусами хозяйки. Здесь она проводила много времени, устраивала деловые встречи и отдыхала. С учетом этого подобрана обстановка. Свободно расставленная мебель отличается простотой, но вместе с тем изяществом.
Неизвестный художник. «Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Санкт-Петербурге», 1830-е гг.
Фото
Государственный исторический музей
Основное место занимает письменный стол, расположенный на некотором расстоянии от окна. Обращает на себя внимание повернутый к зрителю диван на колесиках, способный легко передвигаться по комнате. За ним стоит фортепьяно — обязательная принадлежность гостиных. На окнах кабинета, из которых видны Гостиный двор и здание Городской думы, — модные ламбрекены сложного покроя. В простенке между окнами — горка для фарфора.
Наличие различных мелких предметов и безделушек типично для великосветского быта того времени. Открытая дверь дает нам возможность «войти» в дом, позволяя в недолгое отсутствие хозяйки кабинета внимательнее вглядеться в окружавший ее мир.
Гостиная графини А.С. Шереметевой в Париже
Графиня Анна Сергеевна Шереметева.
Фото
wikipedia.org
Графиня Анна Сергеевна Шереметева, (происходила из младшей, неграфской линии знаменитого рода), супруга графа Д.Н. Шереметева, вместе с малолетним сыном графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым в 1841–1843 гг. путешествовала по Европе, побывала в Германии, Франции и Италии.
В поездке ее сопровождали младшая сестра Елизавета Сергеевна Шереметева, впоследствии вышедшая замуж за австрийского пианиста и композитора барона Т. Дёлера, а также близкая подруга баронесса Амалия Максимилиановна Крюденер, жена известного российского дипломата барона А.С. Крюденера, с дочерью баронессой Марией Александровной Крюденер.
Художник изобразил гостиную в квартире графини А.С. Шереметевой, которую она снимала на бульваре Пуассоньер в Париже в конце 1842 — начале 1843 г. Сестры Шереметевы обладали замечательными музыкальными способностями. Анна Сергеевна прекрасно пела, а Елизавета Сергеевна играла на рояле. В Париже Е.С. Шереметева и баронесса М.А. Крюденер брали уроки у знаменитого композитора Ф. Шопена, поэтому в первых числах ноября 1842 г. в квартиру на бульваре Пуассоньер был доставлен рояль.
Неизвестный художник. «Гостиная в квартире графини А.С. Шереметевой на бульваре Пуассоньер в Париже», 1842 г.
Фото
Государственный исторический музей
В самом конце декабря 1842 г. мать и дочь Крюденер покинули Париж. Видимо, в этот короткий промежуток времени — между началом ноября и концом декабря 1842 г. — и была написана акварель. На ней изображены: за роялем — Е.С. Шереметева, у чайного стола в кресле — графиня А.С. Шереметева, лицом к ней — юная баронесса М.А. Крюденер, со спины — бонна, держащая на коленях маленького графа Н.Д. Шереметева.
Гостиная и кабинет в Санкт-Петербурге
Художник Андрей Алексеевич Редковский известен как автор интерьерных видов Юсуповского дворца на Мойке, созданных в 1863–1867 гг. В тот же отрезок времени им были выполнены и две акварели с изображением жилых помещений дома дворцового типа, установить который пока не удалось.
Историзм диктовал новые приемы в оформлении интерьеров, наглядно представленные в этих работах. Убранство кабинета и гостиной отличается красочностью, широким использованием ярких декоративных тканей и ковров с крупным цветочным рисунком. Окраска стен в сочетании с цветом обивки мебели, рисунком драпировок на дверях и окнах создает художественную цельность интерьера.
А.А. Редковский. «Гостиная в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге», 1865 г.
Фото
Государственный исторический музей
В комнате господствующее место занимает мягкая мебель. Поскольку кабинет использовался и как место для отдыха, в глубине его стоят диван и раскрытые ломберные столы. В помещении два рабочих стола. На полки одного из них положены книги и газеты, среди них выделяется газета «Голос». В убранстве интерьера важную роль играет камин из белого мрамора с зеркалом в деревянной резной раме. Среди осветительных приборов интересен торшер с карсельскими лампами, свет которых прикрывают стеклянные матовые шары. На стенах несколько пейзажей.
А.А. Редковский (1831 -1909. «Кабинет в неизвестном дворце в Санкт-Петербурге», 1864 г.
Фото
Государственный исторический музей
Гостиная великой княгини Елизаветы Федоровны
Собственная половина великой княгини Елизаветы Федоровны находилась на третьем этаже дворца и состояла из гостиной, кабинета, спальни, будуара и других помещений. Из спальни винтовая лестница вела на второй этаж, в туалетную комнату великого князя.
Отделка гостиной выдержана в зеленоватых тонах (обивка стен и мебели), а пол покрыт темно-пунцовым ковром. Внутренние покои хозяев убраны более скромно: обивка из цветной материи с разными рисунками на стенах и мягкая мебель. Стены были украшены картинами и фотографиями.
И.И.Нивинский. «Собственная гостиная великой княгини Елизаветы Федоровны», 1909 г.
Фото
Государственный исторический музей
Гостиная в усадьбе князей Баратынских
На акварели представлен один из самых интересных интерьеров Марьинского дворца, построенного в 1815–1818 гг. по проекту курского архитектора К.И. Гофмана. Гостиная занимала центральное положение в ряду парадных залов второго этажа главного усадебного дома, что обусловило особое внимание к ее оформлению.
Владимир Иванович Барятинский
Фото
wikipedia.org
Это изображение дает уникальную возможность увидеть, как выглядела гостиная, когда имением владел князь В.И. Барятинский, генерал-адъютант и обер-шталмейстер Высочайшего Двора.
Украшением интерьера стал один из плафонов, выполненных живописцем А.О. Бруни в 1820-е гг. Принято считать, что все плафоны погибли в 1869–1873 гг. при перестройке дворца петербургским архитектором И.А. Монигетти. В те годы были разобраны перекрытия второго этажа и надстроен еще один этаж. Однако, несмотря на эти изменения, Голубая гостиная (современное название) сохранила свои размеры, карниз с лепным декором и резную восьмигранную раму плафона, утрата которого, скорее всего, произошла после 1917 г.
Гостиная меблирована диванами и креслами в белых чехлах, расставленными вдоль стен, в центре — круглый стол со стульями. Через внутренние открытые двери видны белоколонный зал и зимний сад. Паркетный пол выложен в шахматном порядке.
Акварель выполнена в зимнее время, поскольку дверь справа, ведущая на балкон, крыта мраморной скульптурой Венеры Медицейской и комнатными растениями в горшках. О холодной погоде говорит и огонь в камине.
Н.К. Брезе (?) «Гостиная в усадьбе князей Барятинских Марьино», 1871 г.
Фото
Государственный исторический музей
Известно, что во дворце хранилась знаменитая коллекция живописи, графики Барятинских, собранная несколькими поколениями князей. Часть ее и скульптуры былир размещены именно в этой гостиной.
Робер Лефевр. «Благословление сына матерью», 1819.
Фото
Курский областной краеведческий музей
В центре — большеформатное полотно неизвестного западноевропейского художника «Причащение св. Иеронима». До Великой Отечественной войны картина находилась в собрании Курского областного краеведческого музея. В настоящее время ее местонахождение неизвестно. Две другие картины удалось идентифицировать. Портрет императора Петра I в мундире Преображенского полка работы А.К. Виги хранится в Рыльском краеведческом музее. Там же представлен и мраморный бюст принца П.А.Ф. Гольштейн-Бекского (у окна).
Справа от камина — портрет графини А.И. Толстой, урожденной княжны Барятинской, с сыном Эммануилом, в средневековом интерьере («Благословение сына»), исполненный художником Р. Лефевром в 1819 г. Сейчас произведение находится в экспозиции Курского областного краеведческого музея.