С момента возникновения дизайна человечество через него, как инструмент для производства креативных продуктов, точнее выражает свои потребности. Миланская выставка это подтвердила
Степан БугаевДизайн интерьеров
Основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России, руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Студия «Точка дизайна»
Да будет цвет!
Я все больше вижу (и утвердился в этом ощущении благодаря выставке) потребность людей жить красивой жизнью: в цвете, не ограничивая себя в интерьере искусственными монохромными гаммами, вижу желание праздника.
Выставка показывает, что все основные бренды следуют данному тренду и начинают разбавлять свои природные оттенки, составляющие основную палитру, более яркими, экспериментируют в направлении более ярких решений. Это выглядит как некое высказывание, мы все живем в весьма непростое время, жизнь нас постоянно испытывает, и нам хочется высказаться, подать голос — в этом помогают яркие оттенки.
Экспозиция в шоуруме Cassina.
Фото
cassina
Экспозиция в шоуруме Giorgetti.
Фото
Giorgetti
Фото
Степан Бугаев
Сейчас мы можем встретить в целом ровные интерьеры с четкой выверенной спокойной палитрой, в которые врывается яркая обивка кресла, как, например, у Antonio Lupi с фиолетовым. Даже такой консервативный бренд, никогда не отличавшийся подобными яркими высказываниями, в своем спокойном интерьере добавил его в виде фиолетового кресла. Всплески цвета можно увидеть также у Poliform, Minotti и других топ-брендов.
Стенд Antonio Lupi на Salone del Mobile.Milano 2024.
Фото
antonio lupi
В этом году я выделил бы следующие основные цвета: безусловно, это оттенки красного, более благородного винного цвета, и оттенки зеленого. Для меня это два главных цвета на Salone del Mobile.Milano 2024. Конечно, были и другие локальные цвета в виде того же фиолетового, где-то виднелись и остатки терракоты. Хотя здесь мы с дизайнерами студии не совсем совпадаем во мнениях, многие считают, что терракотового цвета по-прежнему много на стендах, но я в больших количествах увидел его только у Baxter.
Мне кажется, что терракотовый цвет — это уже нисходящий тренд, который сейчас активно вытесняется винным — не совсем марсала, а скорее оттенком, берущем свое начало в красном мраморе, столь любимом итальянцами.
Диван и кресла Dudet, дизайн Патрисии Уркиолы для Cassina.
Фото
cassina
Проект Gucci Design Ancora в рамках Миланской недели дизайна.
Фото
Gucci
Ваза Brolic, зеркало Gibbous, все — Cassina.
Фото
cassina
Коллекция уличной мебели Cassina.
Фото
cassina
Уникальность и артистичность
Продолжаем говорить о важном тренде — желании жить ярко, любоваться природными вещами и уникальными объектами. Здесь я вижу два момента. Первый — дизайн как арт. Каждый бренд стремится создать продукт в коллаборации либо с великим дизайнером, либо с великим художником. Это может быть журнальный столик, рама для зеркала, кресло, торшер. Объект, который может встраиваться в любой, даже очень скучный интерьер и быть самостоятельным объектом декора.
Столик Lana из мрамора, дизайн Кристофа Делькура для Baxter.
Суть тренда в том, что обычные предметы нашего обихода (например, та же придиванная тумба или письменный стол), начинают требовать к себе повышенного внимания и становиться действительно красивыми и эффектными. Теперь уже мало просто поставить в гостиной журнальный столик, он должен быть произведением искусства. И здесь на помощь приходит не только дизайн, но и крафт в виде тех же мраморных сложных изделий. Примером может служить Poliform. В этом году бренд представил потрясающие кофейные столики. Их хочется разглядывать вечно, они единственные в своем роде. Таким образом, в моде сейчас уникальные вещи — природные либо коллекционные, а не массовые, безликие и однотипные.
Стенд Poliform на Salone del Mobile.Milano 2024. Журнальные столики Ernest, дизайн Жан-Мари Массо.
Фото
poliform
Второй момент здесь — это попытка, на мой взгляд, придать жизни некоторым предметам. Например, кресла, напоминающие домашних животных, пуфы, которые вот-вот оживут. Речь идет о создании веселых образов, которые могут стать живой деталью в интерьере, вашим другом в нем. В этом есть что-то детское. Сейчас много семей, живущих работой или учебой — это касается не только взрослых, но и детей. Появление в доме таких объектов явно делает нашу жизнь веселее, забавнее, привносит в нее элемент несерьезности и игры.
Журнальные столики Hyppo, Scab Design.
Кресло Bun, Woo Furniture.
Сложные и роскошные отделки
Размышляя о локальных трендах, хочу отметить большое количество гальванических кухонных фасадов. Кухня вторгается в наше жилое пространство все больше и больше. Также, все больше появляется реечных фасадов — это могут быть либо полностью прозрачные фасады, где между рейками воздух или за ними сплошное стекло, либо фасад, выбранный фрезой под рейку. Такое присутствует практически у всех кухонных брендов.
Хочется отметить и усложнение отделок внутри. Производитель фурнитуры Blum, к примеру, стал делать весьма необычные полки — еще более изящные, качественные, роскошные и богатые.
Фото
blum.com
Сложные формы
Еще один локальный кухонный тренд, который мне подсказала Варвара Чеснокова, это появление круглых элементов буквально во всем. Порядка 90% кухонных производителей делают приставной столик круглым. Аналогичную тенденцию я заметил и в диванах. Мы сейчас не найдем ни одной прямой модели — они повально все ломанных форм, закругленные, трапециевидные, многоугольные. И практически везде есть какое-нибудь закругление. У Minotti, например, круглые пуфы даже врезаются в диван и смотрятся вместе, как единое целое — выглядит просто потрясающе!
Диван Yves Sofa, дизайн Ханнеса Пира для Minotti.
Фото
minotti
Наличие гигантского количества неправильных форм, закругленные углы во всех плоскостях — от малых до больших, от столов до столешниц, стульев, кресел и диванов, — это просто повальный тренд.
Новая коллекция Giorgetti.
Фото
Giorgetti
Я думаю, что в 90% продукции мы не найдем больше холодного, рассудительного, четкого минимализма, в котором все четко, ортогонально, с острыми углами. Минимализм стал другим. Он подразумевает спокойную гамму, очень выверенные цветовые сочетания и форму, которая при этом не обязательно должна быть прямоугольной и «правильной».
Диван Edra в уличной версии и «всепогодных» тканях из переработанных материалов Everywhere.
Фото
edra
Выразительная сантехника
Особняком для меня стоят сантехнические изделия и смесители. Практически все производители начинают заигрывать с цветной керамикой, цветными раковинами и унитазами. Даже такие, казалось бы, консервативные бренды, как Laufen, начинают быть похожими на Flamenio, Cielo и Artceram — становятся цветными, представляя очень широкую цветовую палитру (более 40 цветов по моим подсчетам). И это очень радует. Данный тренд закрепляет, по сути, первый — говорит о нашем желании жить в ярких, эмоционально заряженных интерьерах.
Фото
laufenbathrooms
Говоря о сантехнике, я хочу также отметить смесители, которые становятся просто шедеврами. Каждый производитель стремится сделать свой смеситель особенным. Обычно это касается ручки: она может быть с необычной фрезеровкой и формой, необычного цвета и дополненная новыми материалами — мрамором, кожей, фарфором. Смеситель тоже не хочет быть скучным, он присоединяется к армии желающих жить весело и все больше становится произведением искусства.
Коллекция смесителей и сантехники Origini, Gessi.
Фото
gessi
И здесь для меня было три больших открытия. Марка Gessi по-прежнему делает одни из самых красивых смесителей. Например, играет с темой высокой моды и создает формы смесителей с отсылкой к модным домам. Так мы можем видеть в рукоятках управления смесителем лепестки, очень похожие на Van Cleef & Arpels.
Также Gessi представил смеситель из бамбука прошлогодней коллекции. Но в этом году бренд идет дальше, добавляя в коллекцию дверные ручки для полного завершения образа.
Коллекция Sensazioni, вдохновленная миром высокой моды, Gessi.
Фото
gessi_official
Коллекция смесителей Pelle, вдохновленная люксовыми изделиями из кожи, Gessi.
Фото
gessi_official
Вторая находка — Officina Nicolazzi. В свои замечательные смесители в этом году компания добавила фарфор — мне очень понравилось. И завершаю этот блок французским брендом THG Paris, который тоже представил в Милане очень красивые смесители. На самом деле этот список можно продолжать бесконечно, необычных моделей на выставке встречалось очень много — самого разного толка, иногда такие смесители могут напоминать миниатюру, игрушку ручной работы, украшения.
Коллекция Zoom, дизайн Жан-Мишеля Вильмотта для THG Paris.
Фото
THG Paris
Ренессанс мрамора
Следующий тренд, который я хочу отметить, это повальное увлечение мрамором. Его используют абсолютно все и не только на привычных кухонных столешницах. Мрамор появляется и в отделке кресел, и в отделке журнальных столиков. Он представлен ярким, разбавляющим интерьер. При этом ткани и ковры остаются достаточно спокойного, нейтрального, однородного цвета, на фоне которого мрамор с его сложным рисунком выступает как главный герой, создавая эффектный контраст между природным и рукотворным.
Коллекция Кристофа Делькура для Collection Particulière.
Фото
Collection Particulière
Я вижу большое количество мрамора у самых дорогих брендов на кухне. Я рад этому тренду, рад его возвращению. Хочется также отметить и локальные тренды по работе с мрамором, а именно, его обработку. У многих марок присутствуют на столешницах необычные углы/ободки — не просто слэбы, а настоящие арт-объекты.
Фото
Степан Бугаев
Консоль Lana, дизайн Кристофа Делькура для Baxter.
Фото
baxter
И напоследок, хочу отдельно остановиться на топ-брендах. Взять хотя бы Kartell. Компания уже давно превратилась из марки, просто выпускающей дизайнерскую мебель из пластика, в настоящего законодателя мод. Она сотрудничает с самыми известными дизайнерами планеты и представляет не просто новинки, а глобальный дизайн с массой идей по оформлению целых комнат и жилых пространств. По сути, Kartell показывает, как нам жить, демонстрируя смелые сочетания цветов и объектов и работая на стыке искусства и дизайна (вспомним хотя бы новинку, созданную для бренда Фабио Новембре (Fabio Novembre) — граненые бриллианты из пластика).
Стенд Kartell из царства яркого пластика превратился в невероятно модное, продуманное, глубокое пространство с большим количеством цветовых решений. Сейчас это красивый стенд, который можно фотографировать и где можно (и нужно) черпать идеи.
Журнальный столик Jewel, дизайн Фабио Новембре для Kartell.
Фото
kartell
Или, скажем, Cassina — один из самых консервативных, на мой взгляд, брендов. Каждый они показывали иконы, которые аккуратно переиздают, и не предлагали ничего нового. Все изменилось после прихода Патрисии Уркиолы. Сейчас в Cassina вы увидите такое буйство красок, какого давно не бывало, и огромное количество новинок. Бренд поменял свое лицо и дизайн-код, из скучного и предсказуемого превратился в модный, молодежный и снова актуальный, как никогда. Теперь он выглядит не как адвокатское бюро или лобби-центр где-нибудь на Манхэттене, эту мебель можно представить в любом самом модном интерьере от самого модного дизайн-бюро — и все это, бесспорно, заслуга Уркиолы. Кстати, это и есть тот самый тренд, о котором я сказал в самом начале — желание жить ярко и весело.
Уличная коллекция Cassina, в которой иконы дизайна представлены в ярко-голубом цвете.
Фото
cassina