Поговорили с куратором паблик-арт программы «Взгляды» Александром Мущенко про стрит-арт на Сахалине, рецепт успешного проекта и борьбу с безразличием
Стрит-арт по адресу улица Дзержинского, 15 (северная сторона).
Фото
архивы пресс-служб
Александр МущенкоСовременное искусство
Независимый куратор, продюсер проектов в сфере современного искусства, куратор паблик-арт программы «Взгляды» на Сахалине
Сайт эксперта
Чем программа «Взгляды» отличается от столичных фестивалей стрит-арта? И как вам удалось пригласить в проект таких известных художников?
На самом деле мы не позиционируем себя как фестиваль. В нашем случае речь идет не только о росписи фасадов, но и о параллельной программе с лекциями, мастер-классами и конференцией, которая запланирована в конце активной стадии реализации проекта. Там мы будем подводить итоги первого сезона «Взглядов» и планировать следующий.
Главное отличие — в сложности реализации в виду удаленности острова. Привычно простые вещи там превращаются в вызов. Ограниченное количество подъемников, логистика, поиск жилья и заказ материалов — все через преодоление, плюс погода с сюрпризами, остров ведь.
Конкуренция на участие в проекте была очень серьезная, жаль, что не всех удалось привезти. Надеюсь в будущем еще поработать на Сахалине с ребятами, которые не прошли в этом году.
Гараж на улице Чехова, 30.
Фото
архивы пресс-служб
«Люди везде разные: кому-то нравится проект, а кому-то нет, и это нормально»
Стрит-арт по адресу улица Амурская, 19.
Фото
архивы пресс-служб
Если говорить, например, о биеннале «Артмоссфера», то известно, что зарубежные художники соглашались принять участие в проекте в том числе благодаря дружбе с основательницей проекта, Сабиной Чагиной. Как вам удалось привлечь иностранного художника на проект в Южно-Сахалинске?
У нас похожая история. В этой среде действительно все друг друга знают. Мы в Музее стрит-арта (Александр в прошлом куратор Музея — прим. ред.) работали в течение 5 лет с ведущими художниками. Плюс у проекта было серьезное жюри, что по сути гарант качества. Поэтому изначально в сообществе было доверие. Один из российских участников проекта поделился с Николой (Nikola Mihajlović, Kori) информацией о конкурсе, и тот захотел принять участие. На самом деле, было много заявок из за границы, но в силу сжатости сроков визовый вопрос не позволил поработать с ними. Были классные проекты от признанных художников из Испании, Германии и Италии.
Стрит-арт по адресу улица Емельянова, 15А.
Фото
архивы пресс-служб
Русским ребятам наверняка не привыкать разъезжать по стране. Но какие у художников в целом были впечатления от города? Не было ли конфликтов с местными жителями в процессе создания росписей?
Феномен нашей страны заключается в том, что ты летишь 8 с половиной часов, пролетаешь почти четверть земного шара, садишься — и видишь знакомый силуэт. Те же дома, дворы, наши люди. Меня всегда это удивляло, насколько большая наша страна. Но то, что сразу выделяет Южно-Сахалинск — это сопки, опоясывающие город. Многие участники «Взглядов» действительно проехали полмира. Но всех художников мы старались отправлять на экскурсии в знаковые природные места острова. И в итоге мы слышали прекрасные отзывы, многие ходят вернуться сюда рисовать.
А жители здесь, как и везде. Они разные: кому-то нравится проект, а кому-то нет. Это нормально. Именно поэтому мы выбирали стилистически разных художников — каждый может найти для себя любимую работу.
Хочу отметить, что для нас любая реакция является хорошим признаком. Для меня самое страшное в городе — это безразличие, когда людям нет никакого дела до того, что происходит вокруг. Когда начинаются обсуждения и даже жалобы на ту или иную работу, я воспринимаю это в позитивном ключе. Значит, мы движемся в правильном направлении. Но конечно позитивных отзывов всегда гораздо больше.
Стрит-арт по адресу улица Есенина, 4.
Фото
архивы пресс-служб
Росписи в городе останутся навсегда? Будут ли предприняты какие-то антивандальные меры? И могут ли возникать проблемы климатического характера: например из-за утепления фасада понадобится перекрыть работу?
Ничто не вечно. Особенно уличное искусство. Часто срок службы зависит от качества поверхностей, на которые наносится краска. Городские службы старались подготовить дома (помыть, загрунтовать, зашпаклевать поверхности), поэтому мы надеемся, что работы будут не один год привлекать взгляды прохожих. Но если честно, мне кажется недолговечность таких объектов не является проблемой. Мне нравится цикличность, когда работы сменяют друг друга. Проходит несколько лет и художник создает новое произведение на том же месте.
Что касается утепления фасадов — список зданий предоставлял нам сам город, и они согласовывали это внутри, чтобы как раз не было таких сценариев.
Стрит-арт по адресу Комсомольская, 188.
Фото
архивы пресс-служб
«Для меня самое страшное в городе — это безразличие, когда людям нет никакого дела до того, что происходит вокруг»
Стрит-арт по адресу Комсомольская, 191.
Фото
архивы пресс-служб
Можете описать городскую среду Южно-Сахалинска? Есть ли в городе культура граффити, свое коммьюнити? Если да, существует ли творческая тусовка или точка притяжения молодежи? Как в городе можно начать заниматься искусством?
Так сложилось, что исторически в Южно-Сахалинске культура граффити не прижилась. У меня нет ответа почему. Скейт, например, в свое время очень активно развивался, а вот граффити нет. Поэтому город в этом плане «стерильный». Изредка встречаются куски от граффити-туристов. И поэтому жители скорее с интересом их воспринимают.
Сейчас в городе открывается много пространств для творческой молодежи. Есть арт- резиденция «Маяк», где регулярно проходят выставки, мастер-классы и встречи. Организовываются ярмарки и фестивали. Также открылось несколько выставочных залов для художников, порог входа очень низкий, и практически каждый житель, задавшись целью, может организовать собственную выставку. Плюс появились мастерские с практически нулевой арендной ставкой.
Все это позитивные аспекты, но иногда не хватает системности в развитии, сейчас как раз работаем над дорожной картой по развитию этих направлений на ближайшие два-три года. Чтобы все это было не только про инфраструктуру, но и про содержание, понимание куда и зачем мы идем.
Стрит-арт по адресу Комсомольская, 217.
Фото
архивы пресс-служб
Стрит-арт по адресу ул. Сахалинская, 29, фрагмент.
Фото
архивы пресс-служб
Стрит-арт по адресу ул. Победы, 55А.
Фото
архивы пресс-служб
Какие вам, как бывшему куратору Музея стрит-арта, нравятся стили в уличном искусстве? Если ли разница между тем, что вы хотели бы видеть в городе, и как это хочет видеть администрация?
Лично мне интересны эксперименты, в городе хочется видеть необычные работы, но для большинства жителей острова такие проекты могут быть непонятны. Мне очень нравятся работы Брэда Дауни, Олега Кузнецова, Игоря Поносова, Владимира Абиха — это все больше концептуальное искусство. Город становится пространством для исследований и поиска новых способов взаимодействия с ним. Работы от этих художников чаще всего сложно отнести к привычному визуальному искусству, надо понимать контекст, знать авторов и их предыдущие проекты. По сути это уже современное искусство, но в городской среде.
Стрит-арт по адресу Комсомольская, 288.
Фото
архивы пресс-служб
Но я всегда, работая с публичными пространствами, стараюсь минимизировать свое влияние на конечный результат. Часто я выступаю скорее как медиатор и пытаюсь наладить диалог между художником, администрацией и жителем. В рамках программы «Взгляды» мы согласовывали и не самые понятные для массового зрителя эскизы. Это опять же позволяет инициировать диалог, повысить насмотренность жителей и продемонстрировать разные авторские подходы, дать возможность художникам реализовать задуманное, при этом не оторваться от жителей конкретного места.
Отдельно хочется сказать большое спасибо губернатору, администрации города, Департаменту архитектуры Южно-Сахалинска, которые практически не вмешивались в творческий процесс. Получилась история про взаимодействие и поддержку.
1/3
Стрит-арт по адресу улица Ленина, 285.
Фото:
архивы пресс-служб
Какие планы по продолжению проекта?
На самом деле уличное искусство на Сахалине активно развивается еще с 2019 года. И я очень рад, что удалось направить движение в сторону более осмысленной работы с городом. Когда художники реализуют свои собственные проекты, есть программа и планы на будущее. Мы планируем и в следующем году продолжить свою деятельность и помимо работы с фасадами начать реализовывать объемные проекты — современную скульптуру, инсталляции. Это более серьезный подход и интересный вызов для художников.
Стрит-арт по адресу улица Ленина, 302.
Фото
архивы пресс-служб
«Ничто не вечно, особенно уличное искусство»
Стрит-арт по адресу улица Ленина, 329.
Фото
архивы пресс-служб
И в заключении — в каких регионах сейчас самая живая уличная культура? Питер в этом плане «переплюнул» Москву? А может быть кто-то «переплюнул» Питер?
Про Питер и Москву не могу сказать, что это хорошие примеры живости уличной культуры. Петербург — весь под защитой, сплошные памятники, и проекты очень сложно согласовать. Москва также очень закрыта в вопросе согласования работ, законодательно зарегулировано все, что появляется в городе. Все это больше про паблик-арт, чем про уличную культуру.
Стрит-арт по адресу улица Победы, 39.
Фото
архивы пресс-служб
Конечно, Питер и Москва все еще значимые точки на карте, но я бы отметил Нижний Новгород и Екатеринбург, которые спорят друг с другом за звание столицы стрит-арта. Там мощные сообщества и проекты часто инициируются не сверху, а самими художниками, что является более интересным с точки зрения профессионального сообщества примером.
Стрит-арт по адресу улица Победы, 41.
Фото
архивы пресс-служб
Парфенова Татьяна
Источник