Московская художница Марина Звягинцева — один из главных идеологов арт-программы «Спальный район». Вот уже без малого 10 лет она активно пропагандирует идею интеграции современного искусства в культурную среду городских окраин и украшает своими объектами разные города России
Марина Звягинцева возле своего объекта «Эмоциональный полив» в Саду Бенуа, Санкт-Петербург, 2024.
Фото
Денис Рылов
- Факты о художнице
- Паблик-арт выставка «Спальный район», 2009 год
- Паблик-арт инсталляция «Море спального района», 2014 год
- Паблик-арт инсталляция Connector, 2014
- Паблик-арт инсталляция Знаки, 2015 год
- Паблик-арт инсталляция «Летний водопровод», 2016 год
- Паблик-арт инсталляция «Культурный код», 2017
- Паблик-арт инсталляция «Классная игра», 2020
- Паблик-арт инсталляция «Притяжение», 2020 год
- Паблик-арт выставка на дронах «Доставка эмоций», 2022
- Арт-акция «Утопи свои печали», 2022
- Паблик-арт инсталляция «Эмоциональный полив», 2024 год
Факты о художнице
Марина Звягинцева — один из основоположников паблик-арта в России, член Творческого союза художников и Московского союза художников.
Визитная карточка художницы — авторская техника «биотипия».
Марина Звягинцева — трижды лауреат диплома Special Mention международной премии Golden Trezzini Awars 2022/2023, призер международной премии ADD Awards 2023, победитель Фестиваля нового дизайна «Среда-2021», финалист международной премии Ro Plastic Prize 2022, дважды номинант премии Кандинского, дважды номинант премии Курехина, премии «Архиwood», премии Healiner и VII Всероссийского конкурса «Инновация».
Паблик-арт инсталляции Марины можно увидеть в разных городах России: от Тулы до Норильска
Среди ее работ — пять постоянных инсталляций в Москве.
Паблик-арт выставка «Спальный район», 2009 год
Где: Москва, возле м. Волжская, специальный проект III Московской биеннале современного искусства
Первая выставка-инсталляция в Москве в спальном районе за пределами МКАД. В проекте участвовали 70 современных художников, каждый изготовил необычный арт-объект из обыкновенной железной кровати.
Марина Звягинцева: «Местом действия стал отдаленный от центра столицы район рядом с метро Волжская, и кровать здесь выступает как символ, переосмысленный художниками. Мы хотели сказать, что спальный район — это не место для сна, а место для жизни. Чтобы люди, живущие на окраине, почувствовали себя в центре культурных событий. Это первый паблик арт проект в России в спальных районах, который позволил выйти искусству на улицы в пустые с точки зрения культуры районы».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Море спального района», 2014 год
Где: Москва, ПКиО «Кузьминки»
Художник Марина Звягинцева рискнула предположить, что за морем не нужно ехать куда-то далеко. Здесь и сейчас у нас есть свое собственное море прямо под ногами — прирученная человеком и спрятанная в подземные коммуникации городская вода, которая оживает в ее инсталляции «Море спального района», наполненной морскими символами.
Марина Звягинцева: «К моему большому удивлению, после установки арт-объекта люди стали активно взаимодействовать с ним, полностью „переписав“ концепцию идеи. Изначально я думала, что море спального района — это серая однообразная масса, но люди, отдыхающие на волнах этого моря, сделали его цветным и живым. Они удобно располагались на кроватях и подолгу релаксировали. Для меня, как для художника, это был неожиданный эффект взаимодействия искусства и зрителей».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция Connector, 2014
Где: Москва, ТК «Каширский двор», Каширское шоссе, 19
Художникам проекта «Арт-квест» было предложено создать арт-квест из собственных произведений на территории торгового комплекса. Ядром экспозиции стала инсталляция Марины Звягинцевой Connector, созданная из сантехнических труб и строительных касок и размещенная на фасаде торгового комплекса. В основе художественного образа арт-объекта лежит идея сети или паутины, которая часто встречается как в природе, так и в урбанистической инфраструктуре.
Марина Звягинцева: «В создании инсталляции мне помогли строительные материалы, которые продавались там же в торговом комплексе. Из серых канализационных труб я „связала“ паутину, а строительные каски превратились в милых божьих коровок. Инсталляция располагалась на фасаде торгового центра именно в том месте, где висел рекламный щит. В итоге искусство победило рекламу — щит сняли, мою „паутину“ оставили!»
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция Знаки, 2015 год
Где: Сколково, ОЦ «Технопарк», ул. Нобеля, 5
Задача Марины как художника состояла в том, чтобы превратить скамейки в полноценные арт-объекты, тематически связанные с родом деятельности и научными исследованиями ИЦ «Сколково».
Марина Звягинцева: «Паблик арт инсталляция наполнила территорию технопарка „Сколково“ смыслом. Скамейки стали частью математической формулы и были выполнены в форме знака бесконечности, квадратного корня и т.д. Паблик-арт объекты, становясь метафорами познания и технологического совершенства, обладают не только художественными, но и утилитарными функциями, — становятся местами для отдыха и общения».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Летний водопровод», 2016 год
Где: Москва, Парк «Садовники», пр-т Андропова, 58А
Летний водопровод — это метафора искусства, которая пронизывает парк и наполняет его новыми смыслами. Он связал воедино все арт-объекты художников, которые были выставлены в парке «Садовники» в рамках кураторского проекта Марины Звягинцевой «6 соток».
Марина Звягинцева: «В этом проекте я, как куратор, предложила художникам „освоить“ свой участок земли — 6 соток. На моем участке „выросла“ клумба-отдушина из душевых леек. Получился такой лабиринт, внутри которого можно было бродить. Водопроводные трубы от этой клумбы растянулись по всему парку, соединив все объекты в тотальную инсталляцию».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Культурный код», 2017
Где: Москва, Тимирязевский район, Государственный выставочный зал «Ковчег»
«Культурный код» — это масштабный паблик-арт проект, который направлен на создание нового облика Тимирязевского района. Он развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум «спального района» и провоцирует любого, даже не ориентирующегося в современном арт-процессе зрителя, на размышления о сути искусства, о способах взаимодействия с ним.
Марина Звягинцева: «Эта история началась с того, что я долго искала вход в художественную галерею и не могла найти. Вход в арт-пространство был неудобен, и многие жители даже не знали о существовании такого замечательного места — его просто не было видно. Моя основная задача была сделать галерею видимой для местных жителей, рассказать о ее существовании. В итоге получилась такая матрица, в которую зашиты цитаты про искусство. И люди, следуя по линиям, по знакам, автоматически приходили к галерее. Поток посетителей вырос в шесть раз».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Классная игра», 2020
Где: Москва, школа «Класс-центр», ул. Большая Академическая, 11А
Визуальная идея паблик-арт проекта «Классная игра» Марины Звягинцевой — превратить фасад здания в гигантский музыкальный инструмент. Чтобы внешний вид здания отражал не только индивидуальность школы, но и обладал эмоционально-эстетической нагрузкой. За время учебы с 1-го по 11-ый класс ребенок более 2000 раз подойдет к школе, еще больше раз посмотрит на нее. То, что мы ежедневно видим, влияет на то, что мы чувствуем, и какими становимся. «Искусство развивает эмоции», — однажды заметил создатель школы Сергей Казарновский.
Марина Звягинцева: «Мне предстояла работа с серым зданием школы искусств у метро Войковская, которое своим невзрачным видом не отражало своей сути — оно было не про творчество. Малыми средствами фасад превратился в инсталляцию — огромное пианино. А одна из клавиш пианино — это экран, который демонстрирует внутреннюю жизнь школы (на нем, например, высвечиваются поздравления учеников с днем рождения и другие приятные моменты). После преображения здание ожило, превратилось в объект современного искусства».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Притяжение», 2020 год
Где: Москва, Музей-заповедник «Царицыно»
Два трехметровых стула, стоящие друг напротив друга, приглашают присесть на них любого, кто нуждается в живом слове и взгляде. Они расположены по обе стороны дамбы, которая их разделяет — это метафора вынужденной разобщенности, необходимости соблюдать дистанцию. Сила притяжения и потребности друг в друге настолько высока, что расстояние преодолевается. По «шажочкам», кусочкам паззлов, выстраивается «мост», восстанавливается утерянная связь.
Марина Звягинцева: «За время самоизоляции, мы осознали невозможность заменить живое общение виртуальным. Стулья разделяют 20 метров, а между ними паззлы, как символ вынужденного выстраивания отношений в новых реалиях. Два противоположных цвета — красный и синий — с помощью биотипии, смешиваются в неповторимый рисунок человеческих взаимоотношений. Природа становится частью инсталляции. Вода, текущая по дамбе, раздвигает паззлы — также как в жизни дорожка между людьми начинает рушиться из-за внешних обстоятельств, и нужно приложить усилия, чтобы заново выстроить отношения».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт выставка на дронах «Доставка эмоций», 2022
Где: Люберцы
21 февраля 2022 года жители спального района города Люберцы, гости, журналисты, блогеры стали свидетелями беспрецедентного события. Четыре картины художницы из серии «Эмоции и чувства» поднялись в небо с помощью мощных дронов и пролетели мимо окон 24-этажного дома, а одна из картин воспарила над крышей. Всего состоялось 4 запуска по 15 минут.
Марина Звягинцева: «Это первая в мире летающая выставка. Идея перформанса — заказать эмоции на дом. Во время пандемии люди сидели взаперти и привыкли заказывать доставку еды и товаров… И тут такой вау-эффект — человек сидит дома, пьет чай, а в окно к нему прилетает искусство. И его эмоции моментально меняются…»
Арт-акция «Утопи свои печали», 2022
Где: Москва, Нагатинский затон, пирс «Лодочная станция»
7 июля 2022 г. на пирсе «Лодочная станция» Нагатинского затона прошла арт-акция «Утопи свои печали», ставшая продолжением проекта «Упаковка эмоций». Каждый желающий смог освободиться от негативных переживаний, выбрав подходящий своей эмоции камень и бросив его в установленную на пирсе открытую дверь.
Марина Звягинцева: «Акция в Нагатинском затоне имела оглушительный успех! Я покрасила камни в разные цвета в соответствии с человеческими эмоциями и дала возможность участникам акции выбрать камень, близкий им по состоянию. Таким образом, многие смогли „снять камень с души“ и с пирса выбросить его в реку. С помощью искусства люди избавлялись от негативных эмоций — такие перформансы несут терапевтическую функцию».
Фото
artmarin.ru
Паблик-арт инсталляция «Эмоциональный полив», 2024 год
Где: Санкт-Петербург, Сад Бенуа, Тихорецкий проспект, 17
Выставка Марины Звягинцевой «Эмоциональный полив» — уже восьмой показанный проект в саду современного искусства Benua Art Garden в Санкт-Петербурге. Над букетами из спиннеров и полипропиленовых труб возвышаются настоящие колонки-гидранты. Всего по Саду Бенуа разбросано пять арт-объектов, каждый из которых символизирует какую-либо эмоцию — эмпатию, спокойствие, эйфорию, вдохновение и нежность. Определенному эмоциональному состоянию соответствует своя цветовая гамма: объекты окрашены с помощью авторской техники «биотипия», то есть живописи по воде.
Марина Звягинцева: «Несмотря на название исторического места — Сад Бенуа, — здесь не хватало цветов, чтобы создать ощущение сада. Теперь в „Бенуа 1890“ появились пять „клумб“ из спиннеров и колонок-гидрантов — инсталляции, посвященные нашим эмоциям. Здесь я совместила атрибуты современности и старые колонки-водокачки. Таким образом, возвращаясь к прошлому, мы бережнее относимся к настоящему».
Фото
Денис Рылов