Фотограф Джейми Макгрегор Смит на протяжении пяти лет фотографировал бруталистские и модернистские церкви в разных уголках Европы. Результатом этих поездок стала книга Sacred Modernity: The Holy Embrace of Modernist Architecture. Делимся самыми впечатляющими примерами
Фото
Джейми Макгрегор Смит
В архитектуре бруталистских церквей переосмыслялось традиционное устройство храма, а религиозные символы находили новые формы выражения. Чаще всего такие церкви выглядят минималистично, если не сказать аскетично: снаружи они отличаются скульптурными бетонными формами, внутри лишены всего лишнего, в них сохранены лишь основные элементы алтаря, креста, купели. И если ранние модернистские церкви имели традиционные прямоугольную или крестовидную планировку, то затем они быстро стали эволюционировать, и сегодня могут иметь в основе квадраты, круги, восьмиугольники. В некоторых из них даже перенесен алтарь на другое место.
Храми di Monte Grisa в Триесте демонстрирует креативную геометрию из бетона.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
«Традиционные живопись и скульптура, через которые выражалась божественная сила и красота в классических храмах, уступили место абстрактным формам из стали и железобетона», — говорит фотограф Джейми Макгрегор Смит (Jamie McGregor Smith), автор книги «Sacred Modernity: The Holy Embrace of Modernist Architecture».
Бруталистским храмам свойственны пещероподобные формы, в какой-то мере отражающие не только возвращение к природе, но и влияние промышленной архитектуры, считает Джейми.
Всего в книгу вошло 139 фотографий 100 храмов, построенных после Второй мировой войны в Италии, Германии, Австрии, Польше, Великобритании. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Церковь Святого Рейнольда в Дюссельдорфе, Германия, автор Йозеф Лемброк (1957).
Фото
Джейми Макгрегор Смит
- Храм Вотруба, Вена, Австрия (1974 — 1976)
- Храм Пресвятой Девы Утешительницы в Сан-Марино, Италия (1967)
- Церковь Святого Маврикия в Мюнхене, Германия (1967)
- Остеркирхе в Оберварте, Австрия (1969)
- Церковь Святого Матфея в Дюссельдорфе, Германия (1970)
- Церковь San Nicolao della Flue в Милане, Италия (1970)
- Церковь Святого Николая в Швейцарии (1971)
- Церковь Santa Maria della Visitazione в Риме, Италия (1971)
- Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Бристоле, Великобритания (1973)
- Костел Святого Доминика в Варшаве, Польша (1994)
Храм Вотруба, Вена, Австрия (1974 — 1976)
Церковь Святой Троицы в Вене, известная также как Храм Вотруба была построена по проекту архитектора Фрица Вотрубы в 1974–1976 гг. Именно этот храм стал для Джейми Макгрегора Смита отправной точкой в работе над книгой и возбудил его интерес к модернистской церковной архитектуре. Здание состоит из 152 ассиметрично расположенных бетонных блоков разного размера, вес которых варьируется от 1,8 до 141 тонны. Самый высокий достигает в высоту 13,1 м.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Храм Пресвятой Девы Утешительницы в Сан-Марино, Италия (1967)
Бруталистский интерьер этой церкви не имеет строгой геометрии — он отличается плавными, негрубыми и несколько хаотичными бетонными формами.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Церковь Святого Маврикия в Мюнхене, Германия (1967)
Рассадка в этой квадратной церкви выстроена вокруг алтарной части, что получило распространение после реформы Второго Ватиканского Собора (1962-1965). Окон на стенах кирхи нет — свет поступает из верхней части.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Остеркирхе в Оберварте, Австрия (1969)
Эту церковь построили по проекту Гюнтера Доменига и Эйльфрида Хута в 1967–1969 годах. Бетонную геометрию венчает восьмиугольный купол, отсылающий к архитектурной традиции.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Церковь Святого Матфея в Дюссельдорфе, Германия (1970)
В этой церкви, построенной по проекту Готфрида Бема в 1970-м году, отразились черты промышленной архитектуры Рурского региона — в сочетание с бетоном здесь вступает кирпич, из которого построены формы, по своим очертаниям напоминающие печи.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Церковь San Nicolao della Flue в Милане, Италия (1970)
В пространстве этой церкви, построенной по проекту итальянского архитектора и дизайнера Игнацио Гарделлы (Ignazio Gardella), плавные бетонные своды сочетаются с ребристыми поверхностями, напоминающими скелет гигантского кита. «Хотя произведения искусства и орган кажутся телепортированными сюда из прошлого века, традиционный каркас базилики получил футуристическую интерпретацию с использованием новейших технологий», — отмечает фотограф.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Церковь Святого Николая в Швейцарии (1971)
Интерьер этой церкви представляет собой динамичную бетонную геометрию, в которой угадывается форма лестниц.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Церковь Santa Maria della Visitazione в Риме, Италия (1971)
Церковь, спроектированная Саверио Бузири Вичи (Saverio Busiri Vici), была построена в память о жертвах наводнения, когда более чем 2000 местных жителей погибли в результате прорыва плотины оползнем в горах над городом. Форма церкви напоминает стены плотины, каскады воды и, возможно, лестницу на небеса.
Кафедральный собор Святых Петра и Павла в Бристоле, Великобритания (1973)
«Это здание скорее бы подошло для театра — оно будто стеснено своим назначением», — сказал об этом критик Джонатан Мидс (Jonathan Meades). Тем не менее, это первый собор, в проекте которого были учтены литургические реформы 1962–1965 гг.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Костел Святого Доминика в Варшаве, Польша (1994)
В бетонных сводах этого костела считывается переосмысление средневековых сводчатых конструкций.
Фото
Джейми Макгрегор Смит
Алиса Харитон
Источник