12 июня в Крестовой и Архиерейской палатах Суздальского кремля открылась выставка, посвященная тысячелетней истории Суздальской земли. На ней представлено более 240 предметов из коллекций Музеев Московского Кремля и Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Фото
архивы пресс-служб
Выставка «Руский Феникс» — совместный проект Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля. На ней представлено более 240 экспонатов, многие из которых впервые за много веков покинули музейные хранилища Кремля и вернулись на свою родную землю. Среди древних памятников — шедевры иконописи, ювелирного искусства, западноевропейское оружие, белокаменные рельефы, богослужебные облачения, произведения лицевого шитья, драгоценные вклады русских князей и государей в храмы и монастыри Суздаля.
Икона «Спас Златые Власы», конец XII — начало XIII вв. Дерево, паволока, левкас, бархат. Темпера яичная. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Потир. Владимиро-Суздальская Русь, начало XIII в. Серебро. Резьба, чеканка, канфарение, золочение. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
«Многие предметы из наших музеев очень тесно связаны и, собранные на одной площадке и дополняющие друг друга, расскажут историю объединения Русского государства и преемственности двух древних столиц», — отмечает Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.
«Такое богатейшее собрание древних памятников в одном выставочном пространстве само по себе феноменально, и это делает наш совместный с Музеями Московского кремля проект очень ярким событием юбилейного года. Кроме того, выставка дает уникальную возможность показать значение Суздаля как исторического, духовного и культурного центра страны», — считает Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Экспозиция построена по хронологическому принципу. Открывает ее «домонгольский» период — эпоха XI–XIII вв, золотого века Великого княжества Владимирского. Здесь представлены выдающиеся памятники того времени, среди которых: южные врата суздальского собора Рождества Богородицы; икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля; ковчег святого Димитрия Солунского и икона святого на «гробной доске», присланные в XII веке из Салоник во Владимир князю Всеволоду Большое Гнездо; серебряные украшения из Большого кремлевского клада и другие уникальные предметы.
Шлем. Россия, конец XII — начало XIII в. Серебро, железо. Ковка, чеканка, золочение, серебрение, резьба. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Ковчег (по охр. кн. — «дарохранительница»). Византия, XI в. Серебро, воск. Чеканка, золочение. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Второй раздел выставки — эпоха Андрея Рублева, трагическим переходом к которой становится Батыево нашествие, представленное обожженной рельефной иконой «Святой Савва Освященный». А период возрождения в первой четверти XV века — созданным Андреем Рублевым списком с главной русской святыни — иконы Владимирской Богоматери.
Икона двусторонняя «Богоматерь Владимирская» с клеймами и «Этимасия». Россия, Москва (художник круга Дионисия), 1514 г. Дерево, паволока, левкас. Темпера яичная. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Оклад на икону «Богоматерь Владимирская». Византия, 1410–1431 гг. Золото, серебро. Чеканка, скань. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Рождество Христово. Икона. Москва (?), первая треть XV в. Дерево, паволока, левкас; темпера. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
И, наконец, третий раздел выставки, разместившийся в Крестовой палате Кремля посвящен позднему Средневековью. На протяжении многих веков Суздаль оставался одним из духовных центров страны. Это проиллюстрировано предметами, связанными с выдающимися церковными иерархами XVII века — митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом и патриархом Московским Иосифом. Посетители увидят созданные в этот период роскошные облачения, церковную утварь и Евангелия в драгоценных окладах.
Саккос патриарха Иосифа. Москва, мастерские Кремля, 1648 г.;
объярь — Стамбул, конец XVI — начало XVII вв. Ткань золотная, тафта, золото, серебро, тесьма золотная; ткачество, чернь, резьба. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Завершает выставку икона Богоматери Владимирской второй четверти XVII века, заказанная патриархом Иосифом. На ее полях подробно проиллюстрирован текст Сказания об иконе, включая ее раннюю историю — перемещение из Вышгорода во Владимир, а также чудесное спасение Москвы от войск Тамерлана. Она символически объединяет все ключевые события тысячелетней истории Суздаля: перенесение центра русских земель из Киева на северо-восток Руси, преемственность от Византии, становление Суздальской земли как особого «удела Богоматери» — ядра, вокруг которого собрана воедино Россия.
Отдельно хочется отметить дизайн выставки, над которой работали архитекторы Анастасия Мохова и Сергей Мешалкин.
Когда: до 1 октября 2024 года
Где: Суздаль, Крестовая и Архиерейская палаты Суздальского Кремля
Цата. Москва, конец XIV — начало XV вв. Золото, драгоценные камни, перламутр; чеканка, скань. Музеи Московского Кремля.
Фото
архивы пресс-служб
Парфенова Татьяна
Источник