К 90-летию Музея архитектуры им. А. В. Щусева в его анфиладе открылась выставка, знакомящая зрителей с архитектурным миром и широтой музейной коллекции
Фото
пресс-служба выставки
Музей архитектуры в Москве — первый в мире музей, посвященный этому виду искусства. За годы работы сформировались разные подходы к представлению архитектуры, ориентированные на широкую аудиторию. Это стало возможно благодаря тому, что музейная коллекция пополнялась самыми разными экспонатами: от главного инструмента архитектора — карандаша — до авторских моделей зданий.
Чтобы посетитель смог сориентироваться в мире архитектуры, музей предлагает взглянуть на этот вид искусства с восьми разных ракурсов. Разделы выставки покажут архитектуру как идею, как материал, как стиль, как тип, как город, как интерьер, как объект рисования и фотосъемки. Всего в экспозиции будет представлено более 400 предметов из музейных фондов.
Леонид Браиловский. «Храм Ники Аптерос на Афинском Акрополе. Афины», 1890-е годы. Бумага, тушь, акварель
Фото
пресс-служба выставки
Леонид Веснин. «Архиерейский двор. Вид на церковь Григория Богослова. Ростов Великий», 1900-е годы. Бумага, карандаш, акварель, краска бронзовая
Фото
пресс-служба выставки
«Восемь тем, выбранных в качестве основы повествования, дали нам простор в выборе экспонатов, воспринимаемых в данном случае не только как объект, который рассказывает о конкретной постройке, но и как своеобразный дидактический материал. Благодаря этому удалось показать признанные шедевры коллекции и познакомить посетителей с малоизвестными предметами, которые до этого еще не были представлены на выставках», — рассказывает куратор выставки Полина Покладок.
А. Белорусов, Т. Белорусова. «Строгановский дворец. Фрагмент фасада по Невскому проспекту». Обмерный чертёж, 1947. Бумага, тушь, отмывка
Фото
пресс-служба выставки
Лев Руднев. «Здание Народного комиссариата обороны СССР (Министерства обороны Российской Федерации) на Фрунзенской набережной». Интерьер. Разрез. 1938–1951. Бумага, карандаш, акварель, белила
Фото
пресс-служба выставки
«Мы долго думали над тем, как назвать выставку, приуроченную к юбилею музея. В долгих обсуждениях родилось название „Архитектура говорит“, — вспоминает куратор Варвара Алешина, — На наш взгляд, в этой фразе получилось отразить всю суть работы музея. Архитектура — то искусство, которое окружает нас всех ежедневно, но не каждый может „услышать“ ее в городской суете. Музей же становится местом, где можно научиться понимать язык архитектуры».
Пьер Мортье (издатель). «Амфитеатр Флавиев (Колизей)». Главный фасад, разрез. Реконструкция. Первая половина XVIII века. Бумага верже, офорт
Фото
пресс-служба выставки
Н. Стужин, А. Кудрявцева, Дмитрий Лурье, Н. Кайданова; инженеры Ю. Кудрявцева, В. Вислогузов, В. Бирин, Н. Кузнецова. «Музыкально-драматический театр на 1000 мест». Перспектива. Иркутск, 1970–1980-е годы. Бумага, карандаш, акварель
Фото
пресс-служба выставки
Музей идей
Повествование начинается с драматичной истории Сухаревой башни. Этот утраченный московский памятник, знакомство с которым сегодня возможно только в стенах музея, представлен через рисунки, гравюры, литографии, проекты реконструкции, фотографии, документы, макет и подлинные фрагменты.
Иван Фомин. «Реконструкция Сухаревской площади». Перспектива. 1934. Проект не реализован. Бумага, карандаш, тушь
Фото
пресс-служба выставки
Первый раздел выставки — «Музей идей». Каждый архитектурный проект — это в первую очередь идея автора, и музей выступает в роли хранителя этих идей: воплощенных и оставшихся лишь на бумаге. Посетитель сможет познакомиться с особенностями конкурсного проектирования, увидит, как эскизы и наброски превращаются в презентационные и технические чертежи, а также погрузится в мир архитектурной фантазии.
Николай Баранов, Давид Гольдгор. «Павильон СССР для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1964 году». Конкурсный проект. Перспектива. 1961. Проект не реализован
Фото
пресс-служба выставки
В. Суслов (художник), Ф. Миколаевский (гравер). «Троицкая церковь в селе Ненокса». Вид с северо-востока, разрез, план. Из издания «Памятники древнего русского зодчества». Выпуск 5. 1899. Бумага, гелиогравюра
Фото
пресс-служба выставки
Рисунок
Второй раздел посвящен архитектурному рисунку. Зарисовки известных памятников и ансамблей — Афинского Акрополя, Помпей, построек Андреа Палладио, храмов Древней Руси, выполненные знаменитыми архитекторами, — не только фиксируют их внешний облик, но и передают взгляд автора на архитектуру прошлого. Этот раздел также призван показать, как знакомство с сооружениями прошедших столетий влияет и на проекты зодчих разных времен.
Фото
пресс-служба выставки
Тип
Один из самых больших разделов посвящен разным архитектурным типам: храму, театру, вокзалу, жилому дому. Каждый из них обладает своими особенностями, обусловленными функцией постройки. На выставке показана история нескольких архитектурных типов и как они менялись с течением времени.
Фото
пресс-служба выставки
Материалы
Отдельная часть экспозиции представляет архитектуру через материал. Разнообразие коллекции позволяет наглядно показать, как особенности разных строительных материалов влияют на будущую постройку: от конструкции до декоративных элементов. В этом разделе предусмотрена тактильная зона, благодаря которой можно сравнить строительные материалы не только по внешнему виду, но и на ощупь, почувствовать их фактуру.
Фото
пресс-служба выставки
Стиль
Этот раздел помогает проследить за основными этапами истории архитектуры, не исчерпывающуюся понятием «стиль» и состоящую из множества элементов, течений, методов работы. Среди экспонатов — известные работы Матвея Фёдоровича Казакова, Фёдора Осиповича Шехтеля и братьев Весниных, множество предметов разных эпох — от обмерных чертежей барокко до архитектурной графики 1990-х годов.
Фото
пресс-служба выставки
Григорий Бархин. Здание газеты «Известия». Перспектива, 1926. Бумага, карандаш, тушь, гуашь
Фото
пресс-служба выставки
Город
В экспозиции представлены планы городов, проекты, гравюры и рисунки кварталов, улиц и площадей. Благодаря мастерству реставраторов Музея, на выставке будет показан уникальный офорт с панорамой античного Рима, созданный в по эскизу итальянского архитектора и художника XVI века Пирро Лигорио.
Фото
пресс-служба выставки
Интерьер
Один из самых больших разделов посвящён интерьеру: посетители смогут познакомиться с музейной коллекцией мебельного и декоративно-прикладного искусства. Экспонаты показывают характерные приёмы в оформлении интерьера разных эпох. Особый интерес представляют картины и предметы быта, такие как шкатулки, часы, интерьерная скульптура, которые нечасто появляются в выставочном пространстве музея.
Фото
пресс-служба выставки
Фотография
В последнем разделе выставки зрители увидят архитектуру как объект фотосъёмки. Экспозиция даст возможность познакомиться с самой значительной частью собрания Музея и составить представление, насколько разными могут быть подходы к архитектурной фотографии.
Над архитектурным решением выставки работало московское бюро Saga, над графическим дизайном — студия Holystic. В основе дизайн-кода выставки лежит образ архитектурной мастерской: строгие функциональные поверхности, линии чертежей, макеты деталей зданий, технические обозначения. Простота материалов и лаконичность визуального решения передают обстановку рабочего пространства архитектора.
Когда: 9 октября 2024 года — 26 января 2025 года
Где: Москва, Музей архитектуры имени А. В. Щусева, ул. Воздвиженка, 5/25
Фото
пресс-служба выставки
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова
Источник