На выставке в московском Мультимедиа арт музее кураторы собрали истории о том, как выглядит изучение фотографий и проводится их атрибуция. Эти визуальные расследования захватывают не меньше, чем остросюжетные детективы
Петр Иванов. «В память моей военной службы», 1911. Аристотипия (коллодион), гуашь. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Мультимедиа арт музей в Москве был открыт в 1996 году как Московский дом фотографии и первым в России начал последовательно собирать коллекцию отечественной фотографии с момента ее появления до нашего времени. Сейчас собрание насчитывает более 220 тыс. работ. Фонд музея поделен по хронологическому принципу на коллекции, за каждую из которых отвечает свой музейный хранитель.
Неизвестный автор. «Электровоз и паровоз на Александро-Невском прииске Ленского Золотопромышленного Товарищества», 1900-е. Аристотипия (серебряно-желатиновый отпечаток). Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Но коллекции недостаточно хранить — их необходимо изучать. Фотография начинает свою «музейную жизнь» тогда, когда удается собрать сведения, позволяющие поместить ее в исторический, художественный и культурный контекст. Эту исследовательскую работу ежедневно проводят музейные хранители, которые занимаются, помимо обеспечения сохранности, изучением вверенных им предметов. Результат их труда — весомый вклад в развитие истории искусства, основа кураторской работы и научной деятельности музея.
Неизвестный автор. «Семья штабс-капитана Запасной конно-артиллерийской батареи Павла Карловича Петерсона у рождественской елки», 1907–1908. Аристотипия (коллодион матовый). Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Геннадий Иванов. «В память моей военной службы», 1910-е годы. Раскрашенный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Обычно исследовательская работа скрыта от глаз посетителей. Но на этой выставке Лариса Зайцева, хранитель фонда, состоящего из более чем 10 500 работ конца XIX — начала ХХ веков, приоткрывает тайны «внутренней кухни» музея. Как опытный «детектив» она рассказывает о своих самых увлекательных и захватывающих «делах» и реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей музея. Она показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.
Неизвестный автор. «Москва. Кремль. Успенский собор», 1896–1904. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Атрибуция — это установление авторства снимков, выяснение места и времени их создания. Иногда точную дату создания снимка установить невозможно, но хранитель способен сделать обоснованное предположение о нижней и верхней границе периода, в который могла быть снята фотография.
Неизвестный автор. «Ослик Крошка — талисман солдат британской 26-й пехотной дивизии на Салоникском фронте», 1915–1917. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Хранителю необходимо проверить уже имеющиеся сведения и установить связанные со снимками факты, чтобы современный зритель мог во всей полноте понять историю запечатленных на них героев и событий. Благодаря этой работе малоизвестные места и имена обрастают историями, а известные открываются с новых сторон.
Неизвестный автор. «Овчарка в роли военно-морского „дозорного“ на крейсере „Девоншир“», 1914–1918. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
На выставке представлены снимки классиков российской фотографии, например, Карла Буллы и Максима Дмитриева, и малоизвестные работы с занимательными историями. В особый раздел выставки вошли избранные фотографии из архивов британских периодических изданий времен Первой мировой войны, переданные в дар музею Рейхан и Ульви Касимовыми, попечителями МАММ.
Когда: 8 октября — 15 ноября 2024 года
Где: Москва, Мультимедиа арт музей
Неизвестный автор. «Талисман корабля Королевского флота „Глазго“. Поросенок Тирпиц — бывший питомец немецкого крейсера „Дрезден“», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова
Источник