Выставка в музее имени Андрея Рублева, посвященная лицевому шитью, — первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства
Воздух «Богоматерь Знамение», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.
Фото
пресс-служба выставки
На выставке собраны произведения XV–XX веков разного назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах.
Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII века, Россия. Холст, шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, канитель, шитье. Музей им. А. Рублева.
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны: из-за особенностей техники и материалов. Из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. К тому же лицевое шитье требует особых условий хранения, и такие памятники редко вставляют.
Воздух «Литургия ангелов», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.
Фото
пресс-служба выставки
Среди уникальных экспонатов — палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и, скорее всего, имела поминальное значение. Судя по пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию Андрея Рублева.
Покров «Сошествие во ад», XVIII век. Грузия. Золотные нити, серебряные нити, шелк черный, шитье. Музей им. А. Рублева.
Фото
пресс-служба выставки
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени — крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях.
Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
Когда: 20 июня — 8 сентября 2024 года
Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева
Палица «Рождество Богоматери», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Палица «Сошествие во ад», 1439/40 год. Ткань, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.
Елена Игумнова
Источник