Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Выставка в музее имени Андрея Рублева, посвященная лицевому шитью, — первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Воздух «Богоматерь Знамение», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.

Фото

пресс-служба выставки

На выставке собраны произведения XV–XX веков разного назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и воздухи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах.

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII века, Россия. Холст, шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, канитель, шитье. Музей им. А. Рублева.

Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны: из-за особенностей техники и материалов. Из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. К тому же лицевое шитье требует особых условий хранения, и такие памятники редко вставляют.

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Воздух «Литургия ангелов», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.

Фото

пресс-служба выставки

Среди уникальных экспонатов — палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и, скорее всего, имела поминальное значение. Судя по пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию Андрея Рублева.

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Покров «Сошествие во ад», XVIII век. Грузия. Золотные нити, серебряные нити, шелк черный, шитье. Музей им. А. Рублева.

Фото

пресс-служба выставки

Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени — крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях.

Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».

Когда: 20 июня — 8 сентября 2024 года

Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Выставка «Живопись нитью» в музее имени Андрея Рублева

Палица «Рождество Богоматери», XVII век. Шелк, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитье. Палица «Сошествие во ад», 1439/40 год. Ткань, золотные нити, серебряные нити, шитье. Музей им. А. Рублева.

Елена Игумнова
Источник

24stroim.ru