Центр «Зотов» совместно с Бахрушинским музеем представляет проект «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Он продолжает серию персональных выставок, посвященных главным именам русского авангарда
Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Портрет, 1925. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Выставка «От утопии к театру», которая открывается 6 сентября 2024 года в Центре «Зотов», посвящена «конструктивистскому» периоду творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века Всеволода Мейерхольда. Она расскажет о пяти его спектаклях, поставленных с 1922 по 1924 год: «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», который был в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актера, использованию декораций и взаимодействию со зрителем.
Третий акт, сцена «Парни ловят Волопаса». 2-я редакция спектакля. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
14-й эпизод спектакля «Невеста без приданого». Петр — И. И. Коваль-Самборский, Аксюша — З. Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Всеволод Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Он видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актера. Увлекшись главной идеей времени, режиссер разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своем театре. Он придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека.
Биомеханика. Упражнение «Удар кинжалом». Выполняют Р. М. Генина и Л. Н. Свердлин. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Я. М. Толчан. Сцена из спектакля «Смерть Тарелкина». Дети Брандахлыстовой — Е. Б. Бенгис и В. В. Люце. 24 ноября 1922 года. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.
Л. Попова. Монтаж плаката к спектаклю «Земля дыбом», 1921. Театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Экспозиция выставки представляет собой два круга: внешний и внутренний. Внешний будет посвящен самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами.
На выставке будут представлены реконструкции и эскизы костюмов, живопись,, графика, фотографии сцен, спектаклей и конструкций, рисунки-чертежи, негативы рукотворных титров и афиши. Важной частью выставки станет «архив» — место с документами, рассказывающими о том, как театр, в отсутствие доступного кинооборудования, сохранял и записывал спектакли, а также, как на ход представлений могло влиять мнение и впечатление зрителей.
А. А. Темерин. Титр для проецирования на экран. «Владыкой мира станет труд». Театр имени Вс. Мейерхольда.
Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, — реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации — «дороги» — к спектаклю «Лес».
Макет конструктивной установки к спектаклю «Великодушный рогоносец». ГВТМ Вольная мастерская В. Э. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Всего в экспозиции собрано 270 экспонатов. Помимо работ из Театрального музея имени А. А. Бахрушина, среди которых эскизы Любови Поповой к оформлению спектакля «Великодушный рогоносец», оригиналы кукол в Прозодежде Любови Поповой, эскизы костюмов Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина», на выставке представлены работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино, Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко, Собрания И. и Т. Манашеровых.
Л. Попова, И. Мальцин. Конструкция для гастрольной поездки, 1930. Задний станок с колесами. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
В рамках параллельной программы к выставке будет работать лекторий от театроведа Анастасии Паукер, которая расскажет о театральном языке режиссера и его актуальности. Также посетителей ждет лекция-концерт музыковеда, композитора, кандидата искусствоведения Федора Софронова, а также семейные театральные мастер-классы.
Программа будет насыщена театральными событиями — в «Зотове» состоится третья читка в рамках проекта «Неснятые сценарии» в постановке Саввы Савельева, пластический интенсив и повтор семейного спектакля Александра Горчилина «Никак не называется, или Бим в поисках Бо».
Повар — Э. П. Гарин. Театр имени Вс. Мейерхольда. «Земля дыбом». Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Куратор выставки: Анна Ильдатова, театровед, куратор театральной программы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».
Научный консультант выставки: Вадим Щербаков, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда Государственного института искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium».
Когда: 6 сентября 2024 года — 19 января 2025 года
Где: Москва, Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1
Темерин А.А. О. В. Полянская и В. А. Каплан, танец. Театр имени Вс. Мейерхольда. ‘Д.Е.’ («Даешь Европу», 1924. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Фото
архивы пресс-служб
Парфенова Татьяна
Источник