Выставка во Всероссийском музее декоративного искусства рассказывает о сюжете советских ковровых историй — от нового быта до индустриализации и покорения космоса
Л. Колосова. Ковёр «Огни строек», 1967. Из хранилища образцов НИИХП
Фото
пресс-служба выставки
Всероссийский музей декоративного искусства впервые представляет масштабную выставку ковров советской эпохи из собственной коллекции. В семи залах музея представлены ключевые темы и мотивы советского ковроткачества, связанные с построением нового мировоззрения об общем счастье: труд, семья, промышленность, космос, сельское хозяйство, военные подвиги новый быт.
З. Пучкова. Ковёр «Сбор фруктов», 1959. Кабардино-Балкарская АССР, г. Нальчик. Артель «Горянка»
Фото
пресс-служба выставки
Э. Демюр. Ковёр «Цветущая Осетия», 1959. Северо-Осетинская АССР, г. Орджоникидзе. Артель «Осетинский трикотаж»
Фото
пресс-служба выставки
Значительная часть ковров создана в 1930–1980-е годы в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии. На выставке можно увидеть шедевр «Рог изобилия», сотканный курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке (1939 г.). Выставлен и знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.), посвященный переходу на лошадях по маршруту Ашхабад — Москва.
А. Савосин. Ковёр «Конный пробег», 1937. Туркменская ССР, Ашхабад. Художественно-экспериментальная мастерская Туркменковерсоюза
Фото
пресс-служба выставки
Можно полюбоваться ковром-картой «Иртыш» (1959), посвященной освоению Сибири, и лучшими образцами массовой продукции, в частности первыми детскими коврами 1960-х и 1970х гг. (г. Суджа, Курская область), в геометрию которых вписаны символы советского детства.
Т. Барабанщикова. Ковёр «Иртыш», 1959. Омск, артель «Художественные изделия»
Фото
пресс-служба выставки
Особое место в экспозиции занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности. Этот ковер — настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства 60-х.
П. Сташков. Ковер «Москва строится», 1966. Москва, из хранилища образцов НИИХП
Фото
пресс-служба выставки
На поверхности ковра собираны изображения Кремля, Большого театра с геометричными новостройками, с «поясами» водного и автомобильного движения, с метро, памятником Гагарину, и строительными кранами.
Это обновленная Москва — предшественница сегодняшней по масштабности задач, по силе освоения людских потоков и скоростей. Этот ковер представлен на выставке как пример блестящей работы по созданию образа нового города в массовой культуре.
Фрагмент ковра «Москва строится»
Фото
пресс-служба выставки
«Подготовка к этой выставке шла несколько лет. Мы остановились на великолепных образцах нашего собрания — подарочных и парадных коврах. Многие из них принимали участие в международных выставках, представляя творчество лучших советских мастеров. Художники-профессионалы из института художественной промышленности придавали иной смысл народным мотивам, превращая ковры в отражение новых идеалов и счастливых историй. Наряду с редкими образцами вы увидите и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта», — рассказывает Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства.
Л. Книтт, Н. Джабиева. Ковёр «Нефть», 1938. Азербайджанская ССР, Баку. Артель «Галибиет» Азхалчаиттифак.
Фото
пресс-служба выставки
В рамках выставки пройдет образовательная и развлекательная программа: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные квесты для разных возрастных групп, публичные дискуссии с экспертами, российскими дизайнерами и представителями текстильной промышленности, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства.
Когда: 9 августа — 13 октября 2024 года
Где: Москва, Всероссийский музей декоративного искусства
П. Сташков. Ковер «Птицы», 1960. Курская обл., г. Суджа. Комбинат бытового обслуживания
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова
Источник