В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка литургических гравюр на ткани XVII–XIX веков с изображением креста (их еще называют антиминсами)
Антиминс «Положение во гроб». По рисунку А. П. Антропова, 1798 г. (рисунок — 1775 г., доска — 1778 г.). Шёлк, гравюра не меди высокой печати, типографский набор, чернила, перо. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Фото
пресс-служба выставки
Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а впоследствии — кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс (вместопрестолие), стал обязательным для совершения литургии. На Руси антиминсы известны с XII века — на протяжении нескольких столетий их изготавливали рукописным способом. На выставке представлены несколько таких ранних образцов с изображением Креста.
Икона «Оплакивание». Около 1497 года. Дерево, паволока, левкас, темпера. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
Фото
пресс-служба выставки
История гравированных (печатных) антиминсов связана с реформами патриарха Никона. Сразу после Московского собора 1655 года последовал указ патриарха о подготовке первого гравированного антиминса. В качестве изображения для него была выбрана композиция «Оплакивание Христа», известная в антиминсах Православного Востока.
Двусторонняя икона-таблетка «Распятие — Положение во гроб». Середина — вторая половина XVI века. Вологда. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
Фото
пресс-служба выставки
Фото
пресс-служба выставки
Антиминс. «Положение во гроб», 1657 г. (доска 1655 г., 1-е издание). Холст, гравюра на дереве, типографский набор, чернила, перо. 44,5×49,0 см. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Московской духовной академии.
Фото
пресс-служба выставки
В XVIII веке над созданием антиминсов работали выдающиеся мастера — знаменитые граверы петровской эпохи братья Иван и Алексей Зубовы, с именами которых связано утверждение антиминсов Нового времени, известный живописец и рисовальщик А. П. Антропов, гравер И. А. Соколов и другие. Автором последнего рисунка для гравированного антиминса стал академик живописи Ф. Г. Солнцев (1855 год). После для изготовления антиминсов начинают использовать полиграфические технологии, в частности, гальванопластику.
Антиминс. «Положение во гроб». И. Ф. Зубов, 1754 г. («Средний» антиминс, доска 1720-е гг.). Церковь Святого апостола Иоанна Богослова. Холст, офорт, резец, чернила, перо. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Фото
пресс-служба выставки
Антиминс «Положение во гроб», 1752 г. (1745 г., копия «Большого» антиминса И. Ф. Зубова). Церковь Всемилостивейшего Спаса (что в Спасской в приделе Тихвинской Богородицы). Желтый шелк, офорт, резец, чернила, перо.
Фото
пресс-служба выставки
Посетители выставки смогут увидеть практически все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати.
Эскиз антиминса «Положение во гроб» Ф. А. Бруни. Середина XIX в. Бумага, акварель. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Фото
пресс-служба выставки
Антиминс «Оплакивание Христа». И. А. Соколов, В. А. Иконников по оригиналу Э. Гриммеля 1764 г. (доска 1756 г.). Церковь Св. великомученицы Варвары. Шелк, офорт, резец, чернила, перо. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Фото
пресс-служба выставки
Среди cобранных на выставке произведений — редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Когда: 26 сентября — 24 ноября 2024 года
Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева
Антиминс церкви Благовещения. (Голгофский Крест). Неизвестный автор. 1630 год. Холст, чернила, перо, кисть. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова
Источник