17 мая в Тверском императорском дворце откроется выставка живописи и скульптуры немецких и нидерландских мастеров из собрания коллекционера Михаила Перченко
Хуго ван дер Гус. «Оплакивание Христа», копия начала XVI века. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
Собрание старого европейского искусства, принадлежащее московскому коллекционеру Михаилу Перченко, по праву считается одним из лучших в России. Подбор произведений в ней состоит из нескольких цельных тематических групп. На выставке показаны произведения, созданные немецкими и нидерландскими живописцами и скульпторами конца XIV–XVII столетий.
Творчество немецких художников не только стало ярким проявлением стиля поздней готики, но и предвосхитило искусство Северного Возрождения (работы Бартеля Брейна Старшего, мастера из ближайшего окружения Хуго ван дер Гуса, Адриана Изенбранта, Мартина Шаффнера и Ганса Леонарда Шауфеляйна).
Ганс Леонард Шауфеляйн. «Хождение по водам», мастерская. Немецкая школа, Нюрнберг, около 1482–1540. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко
Фото
пресс-служба выставки
Северонидерландский (?) художник. «Мадонна с младенцем, Св. Анной и донаторами». Первая треть XVI века. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко
Фото
пресс-служба выставки
Школа Брюгге, круг Ханса Мемлинга. «Распятие с предстоящими Богоматерью и Св. Иоанном Богословом». Зелигенштадт, 1433/35–1494. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
«Антверпенский маньеризм» XVI века представлен триптихом «Оплакивание Христа», предположительно исполненным так называемым Мастером Поклонения из собрания фон Грооте, и экспрессивной одноимённой композицией кисти анонимного художника из Брюгге, условно именуемого Мастером Святой Крови.
«Весёлое общество» мастерской Яна Массейса — показательный образец сложения в нидерландской живописи самостоятельного бытового жанра, который изначально был насыщен замысловатыми эмблематическими параллелями и скрытым морально-назидательным смыслом.
Мастер «Поклонения» из собрания фон Грооте. Триптих «Оплакивание Христа». Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
Ян Массейс. «Веселое общество», мастерская. Антверпен, 1509–1573. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
О философских традициях искусства великого Питера Брейгеля Мужицкого позволяет судить повторение его несохранившейся работы, исполненное антверпенским мастером — последователем сына художника Питера Брейгеля Младшего. Питер Брейгель Старший на языке метафор, хорошо понятном его современникам, размышлял о сложных проблемах мироустройства, которые всегда волновали человечество. А его сын Питер Брейгель Младший и некоторые другие антверпенские художники, благодаря мастерски исполненным повторениям или их самостоятельным парафразам, сделали открытия великого мастера достоянием широкого круга зрителей.
Антверпенский художник круга Питера Брейгеля Младшего. «Свадебная процессия». 1564–1637/38, Антверпен. Холст, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
Логическим и хронологическим продолжением стала разнообразная по составу подборка произведений фламандских мастеров XVII века. Славу фламандской школы составили многие выдающиеся живописцы, работавшие в разных жанрах. Здесь выделяются картины пейзажистов Гиллиса ван Конинксло и Гейсбрехта Лейтенса, представителя «фигурного» жанра Хендрика ван Балена Младшего.
Хендрик ван Бален Младший. «Вакханалия». 1623 — 1661, Антверпен. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко
Искусство голландских мастеров XVII столетия также обладало своей спецификой. В условиях зависимости от рыночной конкуренции голландские художники сосредоточили внимание на одном или нескольких жанрах, где они чувствовали себя наиболее уверенно. Одни предпочитали писать портреты, другие — пейзажи, третьи — жанровые сцены и натюрморты и т.п. По этой причине особого внимания заслуживает «Портрет дамы с перчаткой» кисти популярного амстердамского живописца Николаса Элиаса Пикеноя.
Николас Элиас Пикеной. «Портрет молодой женщины с перчаткой в руке». 1588–1656, Амстердам. Дерево, масло. Собрание Михаила Перченко.
Фото
пресс-служба выставки
По сравнению с живописью на досках полихромная деревянная скульптура сравнительно поздно обратила на себя внимание знатоков и коллекционеров не только как предмет ремесленного творчества, но и как эстетически самодостаточный объект искусства. Сейчас многие музеи мира сделали акцент на старинной скульптуре и активно пополняют свои фонды. Коллекция Михаила Перченко включает интересные памятники западноевропейской деревянной скульптуры, отдельные примеры которой привезены на выставку в Тверь
Когда: 17 мая – 14 июля 2024 года
Где: Тверь, оранжерея Тверского императорского дворца
«Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Германия, конец XIV века. Дерево, полихромное покрытие. Собрание Михаила Перченко
Фото
пресс-служба выставки
«Святой Михаил», Нидерланды, XV век. Дерево, полихромное покрытие. Собрание Михаила Перченко
Фото
пресс-служба выставки