Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. Выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко» показывает не только историю изменения его пространства и архитектуры с конца XV до середины XVIII века, но и идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства
Фото
пресс-служба музея
Кураторы выставки предлагают проследить, как менялся и развивался Рим в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В экспозиции представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.
Фото
пресс-служба музея
Фото
пресс-служба музея
В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский город сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевшие кварталы начали прокладывать длинные улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что ставились по повелению понтификов перед фасадами церквей — античное соединялось с современным.
Тем же образом на триумфальные колонны древнеримских императоров устанавливали статуи христианских святых, а фигуру архангела Михаила водрузили на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела.
Дж.Б. Пиранези. «Вид на Пьяцца делла Ротонда». Лист из серии «Виды Рима».
Фото
пресс-служба музея
Дж.Б. Пиранези. «Египетский обелиск на площади Сан Джованни ин Латерано».
Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой больше века трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
Д. Вази. «Панорама города, на которой видны Ватиканская базилика, мост и Замок Св.Ангела».
Фото
пресс-служба музея
Д. Вази. «Вид на руины античного Рима от Кампо Ваччино».
Фото
пресс-служба музея
Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, преобразовавшего городское пространство. Его покровителем был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе.
Одним из главных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима — как нового, барóчного, так и древнего.
Дж. Б. Пиранези. «Пьяцца дель Пополо». Из альбома «Рим». 1780-е годы.
Фото
пресс-служба музея
Дж. Б. Пиранези.» Вид на фонтан Треви, известный также как Аква Верджине». Из серии «Виды Рима».
Фото
пресс-служба музея
В XVI–XVIII веках Рим изображали чаще других городов мира. Десятки художников из разных стран стремились отразить его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других — как центр католического мира, для третьих был образцом современной архитектуры. Благодаря этим работам можно проследить трансформацию города и его образов: от руинированных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко.
Фото
пресс-служба музея
Внимательный зритель сможет заметить, как отличаются взгляды художников на город в разные эпохи, что изменения происходят с различной скоростью: античные памятники почти неизменны, архитектурный пейзаж вокруг них преображается куда быстрее и радикальнее и, наконец, меняются и сами обитатели города — их внешний вид, статус, манеры.
Фото
пресс-служба музея
На выставке есть и знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города, в котором античность и барокко окончательно слились в единое целое. Изображая тот или иной памятник, Пиранези всегда старался показать его контекст, выстраивая вид так, что на дальнем плане оказывались какие-то другие значимые постройки, нередко изображенные в других листах одной серии гравюр. Тем самым он позволял зрителю путешествовать от одного здания к другому и подчеркивал связанность римского городского пространства.
Дж. Б. Пиранези. «Римский Форум, так называемый Кампо Ваччино». Из серии «Виды Рима».
Фото
пресс-служба музея
Большинство гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца — одной из лучших в мире коллекций гравюр, посвященных Риму. Эти графические листы дополнены графикой из ГМИИ им. А.С. Пушкина и живописными видами Вечного города XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто. В рамках выставки впервые собрали четыре картины Беллотто из одной серии, разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.
Фото
пресс-служба музея
Среди главных экспонатов — планы Рима разных времен, отражающие преображение города. План Антонио Темпесты (1593) показывает Рим, уже оправившийся от упадка времен Авиньонского пленения и разграбления 1527 года ландскнехтами Карла V. План Рима Джованни Баттисты Нолли (1748) — это первая географически верная карта, фиксирующая облик барочного города, в том виде, в каком центр Рима сохраняется и по сей день. К выставке подготовлен каталог, образовательная и инклюзивная программы, включающие лекции, мероприятия, экскурсии.
Когда: 18 июня — 15 сентября 2024 года
Где: Москва, Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фото
пресс-служба музея
Елена Игумнова
Источник