Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют второй проект, приуроченный к столетию Вадима Сидура и посвященных изучению его наследия
Вадим Сидур. «Железные пророки», 1970-1973.
Фото
Эдуард Гладков
Название автобиографического романа Сидура «Миф. Памятник современному состоянию» (1973-1974) стало смысловой рамкой для цикла из четырех выставочных проектов. Оно раскрывает главный принцип мировосприятия и работы скульптора. В его основе — метафорический бриколаж, который, как и мифологическое повествование, выстраивается с помощью монтажа несочетаемых на первый взгляд элементов. И где история пути художника органично ложится на структуру мономифа, который основывается на идее единого для всех мифов сюжете о пути героя.
Вадим Сидур. «Ева ползущая», 1979.
Фото
пресс-служба выставки
Вадим Сидур, 1980-е.
Фото
Францис фон Штсхеу
Биография Вадима Сидура (1924 — 1986) демонстрирует историю человека, прошедшего через лишения 1930-х годов, эвакуацию, опыт тяжелого ранения, полученного во время Великой Отечественной войны, а впоследствии — неприятие со стороны представителей официальной культуры.
Человека, который сумел отыскать наиболее точный язык для выражения невыразимого и занять уникальное место в истории послевоенного искусства.
Художественное наследие Вадима Сидура включает более пятисот скульптур и около тысячи графических листов; экспериментальный фильм «Памятник современному состоянию», созданный им в 1974 году; опубликованный посмертно сборник стихов «Самая счастливая осень» и автобиографический роман «Миф. Памятник современному состоянию».
Вадим Сидур. «Рабочий и нимфа», 1983.
Фото
пресс-служба выставки
Одну из задач своего искусства Вадим Сидур видел в том, чтобы предупреждать современников о последствиях изменений окружающего мира в ходе экспериментов человека. Размышления скульптора о возможных сценариях глобальной катастрофы — ядерной или экологической, привели к появлению в 1960–1970-е годы цикла произведений, объединенных позднее в особый постапокалиптический мир Сидура, который он назвал «искусством равновесия и страха» или «Гроб-Артом».
Именно в этом оазисе жизни, уцелевшем после катастрофы, разворачивается действие графических циклов «Мутации I» и «Мутации II» (1969). Населяют этот ландшафт деформированные антропоморфные формы, собранные скульптором из найденных предметов: ржавых моторов, предупредительных табличкек, канализационных труб и других предметов техногенной природы.
Мастерская Вадима Сидура, Комсомольский проспект, Москва, 1979.
Фото
Эдуард Гладков
Проект продолжается как Миф Вадима Сидура — символическое обособленное пространство, сценографию которого можно представить в виде метафорического острова, населенного фантасмагорическими персонажами, которые зародились на руинах человеческой цивилизации. Эти пребывающие в процессе постоянной трансформации и мутации образы воплощают черты постапокалиптического видения и лирического чувствования, сохраняя память о человеке в мире после человека.
Когда: 29 августа — 29 сентября 2024 года
Где: Москва, Музей Вадима Сидура
Вадим Сидур. Мутантка из цикла «Обоженные», 1965.
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова
Источник