Если бы не суровая погода, это местечко на Западе Оркнейских островов было бы известно не только кротам. Зима 1850г. над Британией выдалась бушующей и штормовой. За ночь свирепая стихия затопила шесть кораблей, ураган сорвал вершину песчаного холма, и как только буря стихла, местным жителям обнажился чудесный вид на древнейшее поселение, которому на удивление удалось уцелеть.
На возвышенности располагалось десять хижин напоминающих по себе каменные коробки, каждая в размерах с однокомнатную квартиру. Хижины были одним из первых человеческих жилищ, построенные в эпоху неолита, около 3100 лет до н. э. По сравнению с ними, египетские пирамиды и Стоунхендж – постройки современные. Невероятно, в хижинах двери закрывались на засовы, и внутри было примитивное сооружение – подобие канализации. Поселенцы Скара-Брей на протяжении 600 лет, занимались промыслом – ловили рыбу, мидий, разводили скот. Согласно археологическим исследованиям, нарушителей правопорядка они сажали в комнату тьмы, которая запиралась на крепкий засов снаружи. Нация – загадка! Археологам так и не удалось разгадать ее в полной мере. Неизвестно, на каком языке говорили поселенцы, и к какой этической группе имели отношение. В один прекрасный день, по непонятной причине они покинули свои жилища, и даже не прихватив с собой никакой утвари. Археологи и по сей день не могут простить себе, что слишком поздно начали проводить раскопки – только в 1926 году. На протяжении семидесяти шести лет местные жители и мародеры-аристократы растаскивали Скара-Брей по частичкам на сувениры.
Добраться до Скара-Брей труда не составляет. Маршрут достаточно известный, и в день его посещает более 700 человек. Главное – добраться до Шотландии, а дальнейшее направление вам подскажут. Проще всего обратиться в британскую авиакомпанию BMI: Москва-Лондон (четыре раза в день); Лондон-Абердин. Дальнейший путь придется проделать на пароме, добравшись до небольшого городка Кипквилл, а затем на машине еще 20 км.
Характерный скара-бейский маршрут – посещение часовни на острове Лэм-Хольм. Часовня была построена в 40-г гг. военнопленными, которые для ее сооружения использовали все, что встречалось им на пути. Основными материалами были: цемент, проволока, краска и непомерное терпение. Часовня – одна из самых красивейших мировых шедевров монументального искусства, возведенная итальянскими пленными.