Исторические подвалы конца XIX века на Пресне отреставрируют и превратят в общественное пространство

Исторические подвалы конца XIX века на Пресне отреставрируют и превратят в общественное пространство

На Пресненском Валу компания-девелопер FORMA до конца года приступит к восстановлению четырех зданий паровозных мастерских рубежа XIX-XX веков Московско-Александровской железной дороги, выявленных объектов культурного наследия.

По словам специалистов, особо деликатного и технически сложного подхода требует реставрация подвалов вагоносборочного цеха (1869-1870 гг), одного из старейших в ансамбле. Реставраторам предстоит укрепить фундамент и перекрытия, привести в порядок оригинальные кирпичные циркульные своды, а также выполнить проект приспособления столбов-основания подземного этажа. После этого исторический облик вернут интерьерам и фасадам здания.

«Работы завершат в 2027 году. Обновленный корпус с подземным уровнем, где прежде собирали детали паровозов, станет частью современного городского квартала Republic. Давно опустевшее здание получит шанс вновь войти в историю как фэшн-кластер с аллеей концептуальных российских брендов», — поделился масштабными планами руководитель компании FORMA Илья Чепрасов.

«За исключением более поздней надстройки фонарей вторым светом на крыше, планировочная структура здания сохранилась в исторических объемах 1869-1907-х годов. Технически наиболее сложные работы предстоит провести в подвалах. В свое время они служили цехом по сборке мелких частей паровозов, которые затем доставляли на подъемниках вверх в мастерскую. На подземном уровне будет укреплен фундамент и перекрытия, отреставрированы стены, существенно пострадавшие от влаги, восстановлены в полном объеме кирпичные циркульные своды. Массивные столбы-основания подвалов будут стилизованы в меньших габаритах для увеличения пространства», — рассказывает руководитель компании FORMA по работе с объектами культурного наследия Юлия Гапоненко.

На следующем этапе зданию вернут исторический облик: надстроенные в советское время фонари демонтируют, а крышу опустят до исторического уровня, за счет чего мастерская приобретет очертания конца XIX века.

После специалисты приступят к реставрации фасадов и методом вычинки вручную восполнят утраты старинной кирпичной кладки. Особое внимание уделят красно-кирпичному архитектурному декору в характерном для подобных построек стиле промышленной архитектуры. В частности, по сохранившимся образцам будут воссозданы фрагменты венчающего карниза, оформленного сухариками и плоскими стилизованными машикулями.

Помимо этого в здании отреставрируют стены, восстановят окна по сохранившимся образцам и приспособят интерьер: его изменят в соответствии с функциональным назначением помещений.

Согласно проекту приспособления, корпус сборочного цеха площадью 3,2 тыс. кв. м в будущем превратится в фэшн-кластер. В составе кластера разместится шопинг-аллея, в которой откроются концептсторы и поп-апы российских и зарубежный и брендов одежды, парфюмерии и красоты, товаров для спорта отдыха. Также планируется открытие тематических сезонных площадок для мероприятий.

«После реновации ранее закрытая промышленная территория наполнится новыми созвучными времени функциями, бережно сохранив память о своем прошлом в архитектуре. В исторических зданияхвагоноремонтных мастерских конца XIX века появится гастрономическое пространство, фэшн-кластер с шопинг-аллелей, спортивный комплекс с бассейном и термами, детский образовательный центр под управлением Европейской гимназии. Наслоение времен и эпох и есть суть исторического города — многослойного, информативно и образно богатого», — комментирует руководитель компании FORMA Илья Чепрасов.

Комплекс паровозных мастерских на Пресненском Валу, вл.27 ведет долгую историю. Во время железнодорожного бума 1860-х годов Смоленское земство подняло вопрос о строительстве транспортных путей между Петербургом и Москвой, на что было получено согласие императора Александра II. В 1867 году Московская городская Дума выделила участок земли между Тверской и Пресненской заставами, где в 1869-1870-х годах появились первые корпуса вагоноремонтных мастерских. Окончательно комплекс зданий из характерного красного кирпича был сформирован в 1905–1910 годы.

Прежде чем подготовить проект реставрации и приспособления, эксперты компании FORMA провели комплексные научные изыскания — изучили архивные документы, чертежи и фотографии, оценили состояние зданий и особенности архитектуры, а затем составили проект реставрации и приспособления. Разрешительная документация была согласована Департаментом культурного наследия, все работы будут проводиться под надзором его специалистов.

Источник

24stroim.ru