Интересное наблюдение
«Существует четыре основных вида передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не «работают» один без другого. Контакт «глаза в глаза» важен для установления взаимосвязи, но также что существенно — для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Что касается физического контакта, то совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Однако оба типа контактов с ребенком должны быть доброжелательными, естественными (а не демонстративными) и, главное, ежедневными.
Пристальное внимание – когда родитель полностью сконцентрирован на своем ребенке (и на каждом по отдельности, если их несколько) – жизненно важно для развития самооценки у ребенка. Кроме того, это влияет на способность ребенка правильно относиться к другим и любить их. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остается с ним один на один и может дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Мы должны дать почувствовать ребенку свою любовь — и это будет первым и наиболее важным условием хорошей дисциплины…. Если ребенок чувствует безоговорочную любовь своих родителей, то он захочет идентифицировать себя и принять без вражды и сопротивления руководство со стороны своих родителей.
Дисциплина — это тренировка ребенка, чтобы он жил достойным. Поэтому чем более дисциплинирован ребенок, тем меньшее необходимо наказание. Примитивное понимание дисциплины при отсутствии безоговорочной любви и приводит к мучительному переходному периоду отрочества, когда подросток становится неуправляемым. Безусловная любовь не уничтожает потребности в наказаниях совсем, но сводит их к минимуму». Всегда ли отношения между родителями складываются ровно, гладко? И какова роль наказаний при разных проступках? «Иногда взаимоотношения между родителями и детьми перерастают в битву, в противостояние воли и характеров. Прежде чем физически наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно в их взаимоотношениях и что они могут ожидать и требовать от своего ребенка. Сначала используйте все доступные вам меры добровольной дисциплины и только в крайнем случае (а лучше никогда, если вы хотите, чтобы ребенок вас любил и уважал) прибегайте к наказаниям. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность, вырабатывают у ребенка вседозволенность.
Можно использован, систему наград за хорошее поведение, но все эти награды должны ставить себе целью воспитать в ребенке желание быть хорошим, потому что родители любят его и он любит их». Какой из всего сказанного следует вывод? Простой и очень важный: все дети нуждаются в любви. От чего зависит любовь ребенка к родителям? Это важный вопрос, ведь, отдавая детям частицу самих себя, вкладывая в них душу, мы, родители, надеемся на взаимность, хотим, чтобы они тоже отвечали нам теплотой и любовью. Как этого добиться, да и надо ли специально добиваться? Взгляды на воспитание детей в разных семьях могут быть самые противоречивые — за примерами не нужно далеко ходить. Как тонко замечает в своей статье «Тайны детской любви» писатель и педагог С. Соловейчик, «… весь диапазон родительских высказываний о воспитании детей укладывается в пространство между двумя примерно такими фразами: «Что мудрить? Ребенка надо просто любить» и «Что мудрить? Дать ему как следует, чтобы знал!». Может быть, кому – то покажется удивительным, но и в наш просвещенный век жестокое обращение с детьми — грустная реальность. В научной литературе даже фигурирует специальный термин — «синдром избитого ребенка».
В это «понятие» вкладывают не только синяки и ссадины, полученные от разгневанного «воспитателя», но и детские слезы, бездонную грусть в глазах, надолго утраченную радость к жизни… Если для одних детей детство — «счастливая, невозвратимая пора», то про этих несчастных можно только с горечью сказать, что такое, увы, тоже не забывается… И ведь есть же взрослые, которые продолжают верить, что «вправить ему (ей) мозги можно только поркой». Снова хочется процитировать С. Соловейчика: «О том, как опасно бить детей, пишут много и часто.