Интересное наблюдение
Проблема домашнего жестокого обращения с детьми занимает сегодня весь мир. Рассказывают леденящие душу истории. Однако многим кажется, будто не жестокое, а «с умом» избиение не принесет ребенку вреда, но сделает его послушным. При этом говорят, что детей пороли с незапамятных времен, и ничего с ними не случилось…. Вот одно из опасных педагогических рассуждений: «Меня били, и я буду бить». В результате получается, что иные родители оставляют своим детям лишь одно наследство — привычку бить детей… Как порвать эту эстафету насилия, уходящую в будущее? Лишь одним способом — самому отказаться от воспитания битьем». Итак, не бигь, а любить? Но и воспитание по принципу «только любовью» не лишено своих подводных камней.
Ведь вот как подмечает тот же автор: «Действительная сложность отношений между родителями и детьми в том, что результат воспитания зависит не от того, насколько родители любят своих детей (как почти все думают), а от того, насколько дети любят своих родителей». Интересный поворот событий, но скажите, разве вы с этим не согласны? «Чужая любовь не воспитывает, даже родительская. Для воспитания человека важно не столько отношение людей к нему, сколько его собственное отношение к людям. Этим объясняется, отчего в самом дурном обществе, где все поедом едят друг друга, тем не менее всякой логике вопреки вырастают иногда прекрасные люди. Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит». Вот, оказывается, как!? Трудно жить нелюбимым, трудно жить, не любя… «Для жизни, для поддержания духа нам нужна наша собственная любовь к детям, без нее детей не поднять.
Нелюбимые дети становятся невыносимо надоедливыми – как, впрочем, и нелюбимые женщины и, наверно, нелюбимые мужчины. Но для воспитания нам надо, чтобы дети любили нас. А точнее — чтобы они любили хоть – кого нибудь, чтобы они вообще были способными любить». Да, пожалуй, трудно назвать более значимое человеческое свойство, чем способность любить. Как в сфере интеллектуальной трудно придумать что – либо более высокое, чем математика, в сфере культуры — поэзия, музыка, так и внутренний мир человека – самой драгоценной жемчужиной он обладает тогда, когда способен излучать свет любви. «Но как вызвать в ребенке это драгоценное чувство, как развить важнейшую душевную способность — способность любить?
Вот где нужен был бы рецепт или хотя бы идеальный совет! Размышляя о воспитании детей, постепенно добираешься до этого ядра педагогики и останавливаешься в недоумении… Чем больше думаешь, тем сложнее все становится, и начинаешь понимать, отчего люди в древности объясняли зарождение любви стрелой Амура… Это и сейчас наиболее достоверное из всех объяснений». Эта статья в общем – то не о воспитании в педагогическом значении этого слова, но обойти этот важный вопрос мы не могли. И хотя книг по детской педагогике много, а все же интересно посмотреть, как воспитывают детей в разных странах. Что ж, обратимся к рассказам очевидцев. В своей книге «Сакура и дуб» В. Овчинников, повествуя о быте, укладе жизни в Японии и Англии, воссоздает немало интересных деталей воспитания детей.